Тула, 25 июня, АиФ-Тула. Несколько тысяч жителей региона исповедуют иудаизм. Уже 12 лет в областном центре существует еврейская община. Полтора года назад в Туле появился общинный центр с синагогой. Вскоре раввин ЦФО России Зеев Вагнер променял Москву на Тулу.
- В Тулу я приезжал на протяжении 12 лет, с тех пор как стал раввином Центрального округа, - рассказывает рав Вагнер. - И всегда с особой теплотой относился к тульской общине.
Именно эти особые отношения и привели к тому, что год назад, после того как было построено новое здание общинного центра с синагогой, он переехал в Тулу и стал тульским раввином. И хоть Тула - это всё же не блестящая Москва и не благословенный Иерусалим, но ездить отсюда в другие города региона не менее удобно, чем из столицы.
- Да и пробок нет, - смеясь, замечает он.
Главное направление
«АиФ в Туле»: - В чём вы видите свои задачи?
З.В. : - Большинство людей сегодня оторваны, от своих корней и даже не знают об их существовании, поэтому моя задача - сделать так, чтобы они как минимум узнали, от чего оторваны, а потом помочь каждому получить то, что ему нужно на его уровне. Последние 20-25 лет представители всех религиозных конфессий говорят о возрождении религиозной жизни. Я в возрождение не верю. До революции в России, как и в любой другой стране, население на 90% было религиозным и по сознанию, и по образу жизни, но, учитывая всё, что произошло потом, никакой речи о возрождении быть не может.
Еврейский дом
«АиФ в Туле»: - В Туле действует общинный центр с синагогой. Чем занимаются в центре?
З.В. : - До моего приезда в Тулу силами членов общины, активистов и председателя Льва Исаевича Райхлина более 10 лет осуществлялись замечательные программы, люди собирались для встречи Субботы и на праздники. Теперь количество программ резко увеличилось и будет расти. С появлением синагоги в общинной жизни произошли изменения, и встреча Субботы стала проходить по всем правилам: в положенное время зажигаются свечи, читаются молитвы в синагоге, кидуш, недельная глава Торы и праздничная встреча за общим столом. Еженедельно идут уроки Торы для мужчин и женщин, по воскресеньям учатся ребятишки. Организуем дни памяти усопших по еврейскому календарю,- рассказывает он.
Сегодня еврейский дом живет полноценной жизнью. Здесь работает библиотека, клуб любителей еврейской книги, кино-клуб, музей евреев Тулы, клуб бардовской песни, семейный клуб, теннисный клуб, есть и женский клуб с мастер-классом по еврейской кухне, клуб путешествий - все делается для того, чтобы каждый мог найти себе дело по душе и провести время с максимальной пользой. Захотели регулярно играть в теннис - вот два прекрасных стола, захотят играть в шахматы - будут, захотят заниматься рукоделием - станут развиваться прикладные виды творчества. Другие города могут только по-хорошему завидовать.
И снова - заповеди
«АиФ в Туле»: - Получается, что задача раввина - заботиться о духовных потребностях людей?
З.В. : - Да, но состояние души зависит от многого, в том числе - от самочувствия и бытовых условий. Чтобы человек был здоров, ему надо есть кошерную пищу. В ней есть некая духовная составляющая. Это непросто установка Торы - это помогает физическому здоровью, укрепляя духовное состояние. Поэтому в общинном центре выдаются, а если необходимо, привозятся на дом продовольственные наборы нуждающимся, все продукты - кошерные.
Даже если человек съест всего-то полкило кошерного мяса за всю жизнь, я считаю, что и это для него очень важно и полезно. Я не максималист, чтобы утверждать, что человек должен выполнять абсолютно все заповеди, это подчас и невозможно в конкретных условиях. Всё же, чем больше человек выполняет заповедей, тем лучше, а моя задача ему в этом помочь. Сейчас работает «Стол заказов», где оказывается помощь в обеспечении дополнительными кошерными продуктами и атрибутикой. В центре, как и раньше, принимают врачи - специалисты, но введено обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и помощь в оплате лабораторных исследований. Работает патронажная служба, организованная по принципу: «есть проблема - мы её решаем». Надо прийти и помочь поменять пелёнки - меняют пеленки, убрать квартиру - убирают, починить стиральную машину - чинят, не можете самостоятельно добраться до поликлиники - отвозят.
Мир как есть…
«АиФ в Туле»: - Вы сказали, что мир изменился, какой он теперь?
З.В.: - Всевышний открывает людям новые возможности для того, чтобы мы пользовались достижениями, как в своё время говорили, на благо человека. Можно бесконечно говорить о вреде Интернета, а надо - о его преимуществах и пользе: можно донести слово Торы до каждого человека. Следовательно, применять современные новшества - разумно и необходимо. Скорость изменений растёт, и надо идти в ногу со временем. Интересы современной молодёжи отличаются от тех, что были 100 или даже 20 лет назад. Быть свидетелем многих перемен интересно и радостно.
«АиФ в Туле»: - Зачем изучать Тору? Что это даёт и как влияет на жизнь?
З.В. : - Обычному человеку кажется, что легче жить - не задумываясь. Я считаю, что любой человек вне зависимости от национальности и возможной религиозной принадлежности поначалу живёт не задумываясь. Каждый, кто оторвётся от суеты и задумается, придёт к пониманию существования Всевышнего, и тогда у него уже не возникнет вопрос: надо ли учить Тору? Вопрос лишь в том, сколько времени уйдёт на такое продумывание. Возраст человека в этом случае никакой роли не играет, напротив, в 20 лет у него высокий физический потенциал, а в 70 уже намного меньше. Мне жалко тех, кто тратит долгие годы на трансформацию, ведь никто не знает, сколько лет ему отпущено. Некоторые могут уйти из жизни, так и не придя к пониманию Торы, а если придут, то станет жаль потерянного времени: «Я же мог жить по-другому!». Даже те, кому 30, уже потеряли большой этап жизни совершенно другого качества. Хорошая новость: перестроиться можно в любом возрасте! Я видел таких людей.
В чём смысл?
«АиФ в Туле»: - Есть ли у вас ответ на извечный человеческий вопрос?
З.В. : - Многие спрашивают: «А в чём смысл жизни?» или «Зачем меня создал Всевышний?». Если вопрос задан во втором варианте, значит, человек начинает понимать, что в мире нет ничего случайного, у каждого есть своё предназначение, он создан для выполнения каких-то определённых дел. Следующий шаг делается, когда человек становится религиозным. Мы же знаем, что творение не было одноразовым актом, оно постоянно продолжается. Следовательно, если есть Тот, кто всё создал и продолжает этот процесс, естественно прислушиваться к тому, что тебе задано Творцом.
Личный пример
«АиФ в Туле»: - Испытывает ли верующий трудности, общаясь с окружающими? Не далёк ли он от современной жизни?
З.В. : - Это вопрос не конфессиональный. Когда человек становится верующим, то ему становится легче жить это однозначно. Если всё это искренне, то он хорошо существует в окружающем пространстве. У меня, например, есть друзья разных национальностей, религиозные и нерелигиозные, и нашей дружбе это не мешает. В деловых отношениях это тоже не помеха, скорее наоборот, если ты понимаешь, что для Всевышнего мы все одинаковы, что мы все Его создания, то твоё отношение к людям будет правильным.
«АиФ в Туле»: - Должен ли верующий еврей предъявлять к себе высокие требования?
З.В. : - К себе - да, а к другим нет. Несколько лет назад в Москве прошёл «круглый стол», в рамках которого представители различных конфессий обсуждали демографическую обстановку в стране. Почти все говорили, что причинами ухудшения рождаемости являются пресловутое отсутствие денег и мизерные социальные пособия. На примере ряда стран я показал, что деньги не имеют к этому почти никакого отношения, а увеличение пособий приводит лишь к кратковременному «всплеску» рождаемости.
Досье |
Зеев Вагнер родился в Москве, в 1951 году. Учился в Московском институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. В 1976м уехал в Израиль. Последние 12 лет живёт и работает в России. Женат. 7 детей, 24 внука. |
Парадоксально, но большая рождаемость именно там, где не такой уж высокий уровень жизни, а низкая где высокий, исключений из этого правила сегодня, к сожалению, всего два Америка и Израиль. В чём причина? Просто люди должны понимать, что им надо рожать детей. Я сказал: «Вот здесь сидим мы, нерядовые люди своих конфессий. У кого больше четырёх детей, поднимите руку». Кроме меня (у меня 7 детей) поднял руку всего один человек.
О чём можно говорить, если у людей, являющихся образцом для многотысячных общин, меньше четырёх детей? Потом ко мне подошёл коллега и поделился:«Я с женой на эту тему постоянно беседую, но сегодня вечером попробую привести ваши доводы». Так что всё в этой жизни надо начинать с личного примера.
Смотрите также: