В школах растят нечитающее поколение

2 апреля во всём мире отмечается Международный день детской книги. Эта дата выбрана не случайно – именно в этот день в датском городе Оденсе родился замечательный сказочник Ханс Кристиан Андерсен.

   
   

Читали, читаем…

Каждый из нас, вне зависимости от возраста, в детстве буквально затирал до дыр книжки со сказками Андерсена. Кому-то нравился рассказ про миниатюрную Дюймовочку, кто-то, каждый раз отправляясь спать, надеялся, что к нему во сне придёт сказочник Оле-Лукойе, девчонки по нескольку раз перечитывали «Принцессу на горошине», а мальчишки переживали за стойкого оловянного солдатика.

Все мы разные – со своими вкусами и предпочтениями. И отношение к чтению у всех тоже было разное. Для кого-то литература в школе была любимым предметом, а кто-то заучивал наизусть длинные стихотворения Пушкина и Лермонтова, скрипя зубами от злости. Но у всех нас были свои любимые книги и авторы. Я не буду здесь расписывать «проблему поколений» и в сотый раз убеждать читателей, что современная молодежь почти разучилась читать – об этом уже написано до меня. Хотя, возможно, в этом виновата школьная программа? Давайте разберемся и посмотрим, что сегодня изучают наши дети на уроках литературы.

…и будем читать?

Начнем с того, что с 2013 года в школах не будет отдельных учебных дисциплин по русскому и литературе – эти два предмета объединят в один. Он получил название «Русский язык и литература». Ещё одним «интересным» нововведением является существенное сокращение учебных часов – количество уроков русской словесности уменьшится почти на треть. При всём этом, в структуре Единого Государственного Экзамена никаких изменений не предвидится – останутся два обязательных предмета, русский язык и математика. Получается, что собственно литература не только не рассматривается, как отдельный предмет, но и не воспринимается всерьез как учебная дисциплина.

Серьезно изменился и сам учебный курс по литературе для старшеклассников. Вместо конкретного перечня книг, к которому мы все привыкли, школьники будут изучать произведения, «воспитывающие в молодом поколении патриотизм» и «выдержанные в духе общечеловеческого гуманизма». При этом никто не указал, что именно следует понимать под этими громкими словами. А зря - патриотизм, он ведь тоже, разным бывает.

Вдобавок ко всему прочему изменился список авторов, которых предстоит изучать. Теперь в школьной программе не будет произведений Алексея Толстого и Александра Куприна. Вырезаны многие произведения Чехова и Гоголя. Шолоховский «Тихий Дон» тоже изрядно отредактирован. Похоже, чиновники посчитали, что четыре тома – это слишком много для неокрепших юных умов и теперь школьникам придётся довольствоваться сокращенным изданием с «избранными» главами. О каких именно главах идёт речь и почему шедевр русской литературы так бессовестно «обкорнали» - неизвестно.

Убрав из программы классиков, Министерство образования добавило некоторых современных авторов – в их числе Асар Эппель и Владимир Пелевин (старшеклассники будут знакомиться с его нашумевшим романом «Generation П»). Что тут сказать? Пелевин, без сомнения, хороший писатель, да и сам роман заставляет о многом задуматься. Но ради «бестолкового повествования» (так охарактеризовал «Generation П» известный литературный критик Лев Рубинштейн) убирать из школьной программы Куприна и Чехова?

   
   

Мнение специалиста

Чтобы узнать, что думают о новых образовательных стандартах учителя, мы попросили прокомментировать нововведения преподавателя русского языка и литературы Нину Сергеевну Кулакову:

«Если в следующем учебном году нам действительно сократят количество часов, это будет настоящая катастрофа. Половина десятиклассников нашей школы собирается поступать на журфак – как они будут готовиться?! Да и дело не только в подготовке – из учебного плана убирают замечательные произведения, а оставшиеся всеми силами стараются сократить. Последние классы, 10 и 11 – это Достоевский, Толстой, Шолохов, Чехов – этих писателей не «проглотишь» за один-два урока. Нужно вникать в тему, вчитываться, вдумываться, делать выводы, обсуждать. По поводу Пелевина ничего сказать не могу – лично мне он симпатичен, но, на мой взгляд, его произведения не стоит включать в школьную программу. «Generation П» можно почитать и дома, сидя на диване».

Сокращение учебных часов, «передел» учебных планов – означает ли это, что русская литература, как учебная дисциплина, скоро совсем перестанет существовать? Если так – то будущие поколения вырастут практически никем. Какие бы предметы мы ни изучали, какие бы технологии не внедряли, всё равно – знания идут к нам из нашей литературы, из нашего языка. И, как сказал Лев Николаевич Толстой «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как». Нашим чиновникам не помешало бы усвоить эту истину.

Смотрите также: