Реагенты - эффективное средство в борьбе со льдом или яд?

   
   

В последние две недели гололёд на тульских улицах достиг катастрофических масштабов – дороги превратились в настоящий каток. Днём в областном центре температура колеблется от 0 до +3, а по ночам опускается до -5. А это значит, что с утра, идя на работу, тулякам нужно проявить настоящие чудеса акробатики, чтобы не «ступить на скользкую дорожку» и не растянуться посреди улицы.

Правда, городские власти к этому подготовились. Ещё в декабре прошлого года начальник городского управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Евгений Талызин сообщил, что, в рамках подготовки к зиме, в Туле заготовили почти 60 тыс. т песочной смеси. Соотношение песка и соли в этом единственном антигололедном средстве - 85 к 15. С января месяца, после того, как на Тулу за 2 дня обрушилась почти месячная норма осадков, центральные улицы города стали обрабатывать жидкими реагентами. Что касается песочно-солевой смеси, тут всё понятно – всё дёшево, сердито и, в какой-то степени, эффективно.

Жидкие реагенты тульские дорожники используют не столь массово – это средство в ходу, в основном, в мегаполисах, где большой транспортный поток, и помимо гололёда, коммунальные службы должны устранять огромные снежные завалы на дорогах. В таких условиях одного песка недостаточно – необходима «химия», которая будет растворять лёд и снег. Что же такое антигололедные реагенты? В основном, это порошкообразные или жидкие смеси на основе солей калия или натрия. В состав этих смесей часто включают формиат натрия или хлористый калий. Эти вещества, по сути своей, не могут «растворять» лёд, зато определяются химиками, как суррогаты, опасные для здоровья человека. Более того, учёные выяснили, что некоторые «антигололедные» смеси представляют серьезную опасность не только для людей, но и для дорожного покрытия. Асфальт буквально «размывает» - от использования реагентов промоины появляются даже на недавно отремонтированных дорогах.

Страдают и люди, и звери

С начала февраля жидкими реагентами, «на пробу» стали поливать центральные улицы города. Обработали улицу Советскую, улицу Братьев Жабровых, оба проспекта и часть Белоусовского парка. Почти сразу же в ветеринарные клиники стали обращаться собачники, выгуливающие своих питомцев в центре Тулы.

«Вся антигололёдная химия – яд для наших домашних любимцев, - прокомментировала ситуацию специалист одной из тульских ветклиник Анна Степнова, - За последние 2 недели к нам обратилось более 20 возмущенных хозяев. У некоторых собак на лапах кожа покрылась пузырчатыми нарывами, а одного добермана хозяин принёс к нам на руках – бедняга-пёс стёр лапы до мяса и не мог передвигаться самостоятельно. Я рекомендую владельцам собак избегать прогулок по центральным улицам, и советую каждый раз после прогулки промывать лапы питомцев тёплой водой с добавлением марганцовки – это обеззаразит ранки и предотвратит появление язв».

Кроме того, все антигололедные средства – как химические, так и «народные», сказываются на нашей обуви. Каждый из нас по вечерам обнаруживает на кожаных ботинках и сапогах белый налёт – след от соли. Соль разъедает резиновую и каучуковую подошву и буквально «растворяет» нитяные швы – неудивительно, что к концу зимнего сезона ботинки начинают «просить каши». Чтобы ваша обувь прослужила вам долго, не забывайте каждый вечер промывать и сушить её, а перед выходом из дома – увлажнять кожу сапожным кремом или бесцветной губкой.

А как у них?

В странах Европы со снегом борются традиционными методами – обрабатывают дороги и убирают улицы. Причём последним занимаются, как правило, компактные и мобильные «снегососы» или маленькие снегоуборочные комбайны – дворники с мётлами и лопатами давно ушли в прошлое. И улицы посыпают там традиционной песочно-солевой смесью (соль для которой, кстати, в промышленных масштабах поставляет Украина) и мелкими щепками, которые регулярно убирают при помощи специальных пылесосов. Ну и, конечно же, дорожные службы работают круглосуточно, например, в Финляндии на борьбу со снегом каждый день выходят почти 600 тыс. человек, которые работают в три смены. А в Германии уборкой снега занимаются сами жители - в договорах об аренде жилья эта обязанность стоит отдельным пунктом. Тротуар должен быть свободным от снега и льда с 7 часов утра до 8 вечера в обычные дни, а в выходные - с 9 утра. Причем речь идет не об узкой дорожке, на которой и двум прохожим не разойтись, а об очищенной полосе минимум полтора метра шириной. И никакой химии – только лопаты, свежий воздух и бодрое рабочее настроение.

Смотрите также: