В Туле хватает организаций по защите наших прав, но не всегда им удаётся справиться со своей задачей. Уполномоченный по правам человека по сути, истина в последней инстанции, когда остальные защитники уже бессильны. Кто может рассчитывать на его помощь? Как добиться справедливости? На эти и другие вопросы отвечает омбудсмен Тульской области Галина ФОМИНА.
Если арсенал на исходе
«АиФ в Туле»: - В чём была необходимость появления в Тульской области уполномоченного по правам человека? Что собой представляет этот институт?
Г.Ф.: -Тула стала 68-м регионом, где появилась такая структура. Омбудсмен вступил в свои полномочия 8 ноября 2012 года, с момента присяги.
Мы конституционный орган, обеспечивающий гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Мы не выносим государственных решений, не подменяем государственные органы мы дополняем уже существующие методы защиты.
Основное направление деятельности - содействие гражданам в восстановлении их нарушенных прав. Ещё одно направление - правовое просвещение. Люди не знают свои права, не знают, как их защищать. Наша главная задача - максимально информировать граждан, способствовать объединению усилий со всеми институтами. Ведь один в поле не воин.
Многие восприняли нас как очередное бюро жалоб. Это ошибочное представление. Прежде чем принять материал в работу, мы должны рассмотреть, как человек сам пытался защитить свои права, выявить факт их нарушения. Но когда испробован весь арсенал средств защиты, требуется наше вмешательство.
«АиФ в Туле»: - С какими проблемами обращаются люди?
Г.Ф.: - За два с половиной месяца мы рассмотрели 93 обращения. Из них 21 касалось права на жилище. На втором месте - несогласие с судебными решениями и нарушение прав на медицинскую помощь (по 11 обращений). 7 жалоб касались уголовного права и действий правоохранительных органов, 6 - услуг ЖКХ и вопросов социальной инфраструктуры.
За месяц мы получили шесть коллективных обращений. Из деревни Горки Богородицкого района жители жаловались на бездорожье, недоступность торгового обслуживания, неразвитость социальной инфраструктуры. Деревня Пирогово Щёкинского района осталась без воды.
Все письма очень тревожные, ведь за каждым из них - судьбы людей, прошедших большой путь переживаний. Например, в Кимовске люди должны переехать из ветхого жилья в нормальное, но городские власти игнорируют решение суда. В Алексине ветерану предоставили квартиру, неприспособленную для жизни 90-летнего человека.
К нам обратились представители цыганского населения из Плеханова по поводу строений без оформления земли, законность которых рассматривается в администрации Ленинского района. А ведь в Плеханове цыгане проживают исторически.
В ближайшее время мы планируем выезжать в районы и проводить приёмы населения.
«АиФ в Туле»: - Вы сказали, один в поле не воин. Но ведь омбудсмен действует не в одиночку?
Г.Ф.: - Для всестороннего подхода формируется совет экспертов по профильным направлениям. Мы уже создали четыре экспертные группы. Например, по защите прав на охрану здоровья. В регионе нет независимого органа, который бы мог оценить качество оказываемой медицинской помощи. А жалобы должен рассмотреть не только юрист, но и врач.
Мы будем назначать во всех районах общественных представителей. И если экспертные советы будут создаваться по проблемноотраслевым направлениям, то общественные советы - по территориальному принципу.
«АиФ в Туле»: - Как реагируют на ваше вмешательство на местах? Не говорят: «Не лезьте, сами разберёмся»?
Г.Ф.: - Нет. Мы работаем корректно, руководствуясь конституцией, федеральными и региональными законами, а также принципами и нормами международных договоров. С ними трудно спорить.
Как жаловаться
«АиФ в Туле»: - Как можно к вам обратиться, чтобы получить помощь?
Г.Ф.: - Можно писать письма, можно прийти к нам, можно обратиться по электронной почте. Утверждён порядок обращения граждан к уполномоченному по правам человека в Тульской области. До подачи жалобы человек должен попытаться защитить себя сам. Прямые обращения гражданина к уполномоченному о том, чтобы ему предоставили жильё, пересмотрели уголовное дело и тому подобные обращения, если они не обжаловались в суде или административном порядке, не соответствуют законодательству, так как решение таких вопросов не входит в компетенцию омбудсмена. При обращении к нам надо представить копии всех документов. Жалоба подаётся в течение года с момента нарушения права.
Не оппозиция
«АиФ в Туле»: - Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин сказал однажды, что «хороший омбудсмен начальству нравиться не должен». Вы с ним согласны?
Г.Ф.: - Мне очень импонирует этот человек, его позиция. Особые впечатления остались от встречи с ним 17 января в Москве, на которой были обсуждены первые шаги тульского омбудсмена и дальнейшие планы его работы. Как человек неконфликтный, буду выстраивать компромиссную нить, которая позволит действовать в интересах человека. Я не оппозиция! У меня есть контакты с органами власти, с депутатским корпусом. Работаю с людьми и для людей, живу скромно. Для меня главное - человек. В работе мы руководствуемся не только законом, но здравым смыслом и голосом совести.
Смотрите также:
- Конституция угрожает безопасности? Во время футбола через стадион не пройти →
- Мертвые души: сколько туляков фиктивно получают «чернобыльские» льготы? →
- Квартиры сиротам на пять лет →