Режиссер Александр Велединский: «Служкин – это мы»

«Географ глобус пропил» -  это экранизация одноименного романа Алексея Иванова. Главный герой Виктор Служкин (Константин Хабенский) устраивается работать в школу учителем географии. Жена Служкина разочаровалась в муже и ушла к его другу. Служкин пьет и пытается найти общий язык с непослушными школьниками. Но все неудачи главный герой встречает с улыбкой. Александр Велединский вместе с соавторами сценария Валерием Тодоровским и Рауфом Кубаевым перенесли действие из 90-х в наше время, дописали множество сцен и сократили роман.

   
   
Заставка фильма Фото: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

Отметим, что фильм принимал участие в «Кинотавре» в Сочи, где получил главный приз фестиваля. Кроме того, фильм был отмечен и другими наградами в области киноискусства.

Желающих посмотреть картину и задать вопросы Велединскому (а организаторы события предоставили такую возможность) собралось немало. Тот факт, что зал ДК был переполнен, а добраться в Ясную Поляну, тем более, зимой, не очень-то просто, уже говорит сам за себя. Публика, отдавшее в тот вечер предпочтение «арт-мейнстриму», к коему относят «Географа», оказалась абсолютно разной: от серьезных пожилых женщин до шумной молодежи. Однако всевозможные разницы: возрастные, социальные, гендерные – все исчезло, когда в зале погасили свет, и начался фильм. Может быть, на зрителей так повлияла атмосфера небольшого помещения, или же режиссеру и его команде, действительно, удалось сделать гениальный фильм, но все события: веселые или грустные – переживались громко, в унисон. На комедийных сценах никто не сдерживал смеха, а опасные или трогательные моменты усиливались совместным напряжением, почти осязаемым. Атмосфера была схожей с той, что присутствует на хороших театральных постановках.

Фото: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» / Александр ПЛЯКИН

Выразив аплодисментами благодарность создателям фильма, журналисты и зрители пообщались с режиссером и задали ему интересующие вопросы.

«Каждый актер принимает участие в создании фильма»

На фестивале «Кинотавр» приз за лучшую мужскую роль получил исполнитель главной роли Константин Хабенский.

Кадр из фильма Фото: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

- Героя Хабенского называют героем нашего безвременья, - делится с залом Александр Велединский. – Костя много предлагал своего, это и есть актерство. Он настоящий соавтор, но так и должно быть. Каждый актер принимает участие в создание фильма. Я уже не говорю про детей, они даже песню сами сочинили!»

Кстати, школьники, снявшиеся в картине – не профессиональные актеры.

   
   

- Это реальные школьники – отвечает режиссер на один из вопросов зрителей. – Есть также студенты первых и вторых курсов. Они все из Перми, кроме Маши. Кастинг был очень серьезный, мы отсмотрели полторы тысячи ребят, из которых выбрали всего 30.

«Частичка Служкина есть в каждом из нас»

- Главный герой фильма недотепа, и все делает неправильно. Но все равно он нам нравится. Почему мы любим таких героев? – интересуется кто-то из журналистов.

- Потому что это мы. Мы же себя любим. Хорошо это или плохо, но частичка Служкина есть в каждом из нас. Это не плюс и не минус, просто мы такие. Я думаю, что многие зрители видят себя в Служкине. Это человек, который не идет по головам, который не делает подлостей, всех прощает и любит. В каждого из нас Господь вселил частичку себя, которая называется совесть. Совесть – это и есть бог внутри нас. У кого-то эта частичка постоянно живет, у кого-то она глубоко спрятана.

Кадр из фильма Фото: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

«Кино и литература – абсолютно разные вещи»

- Как сам Алексей Иванов отнесся к фильму? – задают Велединскому следующий вопрос.

- Я очень боялся показывать фильм Леше. Мы устроили показ в небольшом зале на «Мосфильме». Я два часа ходил по «Мосфильму», шарахался, боялся его реакции. Но Алексей абсолютно принял картину, несмотря на все переделки. Он говорит, что именно так и нужно было делать фильм. Как профессионал, он понимает, что кино и литература – это абсолютно разные вещи. Построчная экранизация часто бывает неудачной.

Автограф, оставленный режиссером после показа Фото: Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»

Режиссер ответил еще на несколько вопросов, кстати, беседа со зрителями выдалась на удивление простой и откровенной, а после Александру Велединскому пришлось срочно уезжать: впереди у него новые съемки и новые проекты. И мы надеемся, они окажутся достаточно хорошими, чтобы им сопереживали такие разные внешне и, как оказалось, такие похожие в душе зрители.