В мире её называли «Русской ракетой». Победить советскую велогонщицу Галину Ермолаеву мечтали многие, но она долгое время считалась непобедимой. 4 февраля ей исполняется 85 лет.
Железные люди
Говорят, что она удивительно красиво смотрелась на велосипеде. Такой комплимент спортсмену услышишь нечасто. Но вот, например, как о Галине Ермолаевой писали в то время московские газеты.
«У неё умное волевое лицо. Пряди светлых волос выбиваются из-под шлема. Обычно она спокойна и даже несколько медлительна. Только в минуты, вернее секунды, когда решается судьба первого места, когда для победы нужно соединить воедино смелость и решительность, скорость и силу, брови сбегаются и между ними пролегает упрямая складочка. Вот тогда никакие силы не могут остановить эту стройную спортсменку в её стремительном движении к финишу».
В шестнадцать лет Галина Ермолаева сменила лыжи на велосипед, и стала учиться тем азам, которые многие в Туле проходили еще в детстве.
Было это в пятидесятых годах. Но правда ведь, даже сейчас хоть краешком глаза хочется увидеть, как она уже со старта, с выбивающейся из-под шлема прядью светлых волос, берет инициативу в свои руки и сметает всех на своем пути к победе.
Сама жизнь её готовила к тому, чтобы этот характер закалить. Впрочем, это вообще было удивительное несгибаемое послевоенное поколение.
Родом она из Новохоперска. Но после войны отец вместе с семьей уехал в Москву, устроился работать таксистом. А дочь вдруг увлеклась лыжными гонками. Дела шли хорошо, в шестнадцать выполнила норматив мастера спорта СССР, но во время соревнований обморозила ногу – соревнования проходили в лютый мороз, но никаких скидок организаторы даже детям не сделали.
Времена вообще были суровые, категоричные. Сразу вслед за этим едва не случился другой несчастный случай. Медики собирались ампутировать больную ногу. К счастью, этого не случилось, но путь в лыжные гонки теперь был закрыт. А поскольку к этому времени она поступила учиться в Туле, выбор был простой – конечно, велоспорт. В шестнадцать лет Галина Ермолаева сменила лыжи на велосипед, и стала учиться тем азам, которые многие в Туле проходили еще в детстве. Первое время тренировалась на шоссе. В гонках на 50 километров с общим стартом на первенстве ныне забытого общества «Искра» была двенадцатой. Понятное дело, что, оказавшись в велосипедной столице страны, из всех велодисциплин в конце концов выбрала гонки на треке и самую главную тульскую любовь – спринт.
В 18 лет, в 1955-м, Галина Ермолаева стала абсолютной чемпионкой студенческого общества – «Буревестника». С каждым разом она улучшала свои результаты. Установила новый рекорд страны для девушек в гите на 500 метров с хода – 38,8 секунды. Но была у неё соперница, которую никак не могла победить – тулячка Валентина Максимова.
С Максимовой они были ровесницами – обе родились в 1937 году. И тоже выбирали между зимним видом спорта и треком. Но у Максимовой были не лыжи, а конькобежный спорт. И тоже в прошлом проблемы с медициной. Когда училась в пятом классе, у неё обнаружили эндокардит сердца, целых полгода провела в постели. Врачи запрещали заниматься даже физкультурой, не то чтобы спортом. Но её это не остановило.
Железные люди.
Освистывали и любили
И вот, наконец, они сошлись в полуфинале первенства СССР среди спортсменов юношеского разряда.
Как обычно, Максимова хотела отсидеться на колесе соперницы, а затем обойти её решительным броском на последней прямой. Она уступила сопернице бровку, но та решила взять инициативу в свои руки, не дожидаясь последнего круга. Когда Максимова поднялась на вираж тульского трека, Ермолаева неожиданно устремилась вперед. На трибунах заволновались. Болельщики не верили, что Галина сумеет выдержать такой темп до конца дистанции. Однако расчёт молодой гонщицы оказался правильным. Первая победа была одержана.
В августе того же года на соревнованиях в Туле Ермолаева выиграла спринтерскую гонку на 1 км, а Максимова стала лишь третьей. Так восемнадцатилетняя тулячка выиграла звание чемпионки, а её противоборство с Валентиной Максимовой разрослось до международных масштабов.
В 1958 году на чемпионате мира в Париже Галина Ермолаева прошла дистанцию 200 метров за 13,5 секунды и стала чемпионкой мира в спринте среди женщин. Второе место заняла тулячка Валентина Максимова. На том чемпионате отличилась и ещё одна наша землячка – звание сильнейшей в гонке преследования выиграла Любовь Кочетова.
С 1958 по 1961 год Ермолаева и Максимова обязательно встречались в финалах чемпионатов мира. Ермолаева неизменно становилась чемпионкой, у Максимовой были серебряные медали. Их в итоге у неё целых четыре. У Ермолаевой – пять золотых наград. Галина Ермолаева к тому времени уже переехала в Москву, и зрители на тульском треке её традиционно освистывали. Хотя и по-прежнему любили.
Только в 1965 году на чемпионате СССР, который проходил в Туле, где они встретились в полуфинале, Максимова дважды обыграла свою непримиримую соперницу. По итогам тех гонок Максимовой вручили ещё и специальный приз за тактику, а Ермолаевой – за скорость.
Невыездная?
Слава Галины Ермолаевой была настолько большой, что на это обратили внимание и на самом высоком уровне. Есть история, когда во время одного из приемов в Кремле Брежнев сначала порекомендовал лидеру советской команды вступить, наконец, в партию, а потом вдруг поинтересовался, есть ли у неё машина. Та ответила, что нет.
«Это идеологически недопустимо, – ответил генеральный секретарь. – Зарубежные журналисты спросят, на чём ездит чемпионка мира, кроме велосипеда. А она что скажет? На трамвае?»
И подарил ей автомобиль «Вольво» из своего гаража. Автомобиль, конечно, был приметный. Гроссмейстер Анатолий Карпов как-то рассказывал, что на всю Москву тогда было всего три «Мерседеса»: у Брежнева, Высоцкого и у него. Надо полагать, что и автомобилей «Вольво» в Москве было не больше. Правда, уникальную иномарку Ермолаева разбила – машина перевернулась в гололед. К счастью, сама гонщица осталась жива-здорова.
«Зарубежные журналисты спросят, на чём ездит чемпионка мира, кроме велосипеда. А она что скажет? На трамвае?»
В 1964 году Галина Ермолаева получила диплом инженера-строителя аэродромов, туннелей и мостов. Вышла замуж за конструктора Анатолия Сергеевича Васильева, занимавшегося проектированием спутников, ракет, орбитальных станций и других космических аппаратов.
Забавно, что в Википедии указано, будто причастность к высшим государственным секретам поставила крест на её спортивной карьере. Она стала невыездной, и ушла из сборной. Однако тут же указаны и её спортивные достижения. Серебряные медали на чемпионатах мира в Париже в 1964 г., в Сан-Себастьяне в 1965 г., в Брно в 1969-м, в Лестере в 1970-м, в Варезе в 1971-м. Бронза в Амстердаме в 1967-м и в Риме в 1968-м, и в Сан-Себастьяне в 1973-м. И ещё одно звание чемпиона мира в Марселе в 1972 году! Невыездная такую серию наград чемпионатов мира не сделает.
После завершения спортивной карьеры Галина Ермолаева работала преподавателем в Московском автодорожном техникуме, позже возглавляла технический отдел «Главмостдоруправления», занимала должность главного инженера в московской автодорожной компании «Спецтранс». В частности, как руководитель, участвовала в строительстве третьего кольца столичной окружной дороги.
В 2014 году по Тульской области проходил VII Межрегиональный автопробег олимпийских чемпионов в рамках Всероссийской благотворительной программы «Олимпийские легенды – детям России» под девизом «Сохраним спортивную славу России! Продолжим эстафету добра и побед!».
В тульском молодежном центре «Родина» олимпийские звезды встретились со спортивным активом и школьниками. Галина Ермолаева вновь оказалась в городе, который так много значил в её спортивной судьбе. Только теперь в составе огромной делегации знаменитых советских спортсменов, в которую вошли и ещё два легендарных тульских гонщика – Ольга Слюсарева и Сергей Копылов.