Бизнес в регионе продолжает жить несмотря на трудности последнего времени.
Малый, подмогни!
Подводя итоги первого полугодия, министр промышленности и торговли Тульской области Вячеслав Романов констатировал, что объём экспорта в регионе с января по июнь увеличился на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По этому показателю мы занимаем 6-е место в Центральном Федеральном округе.
Если рассматривать ситуацию в проекции на Тульскую область, то здесь ведущим отраслям промышленности мог бы помочь и малый бизнес, не говоря о среднем. Работа в этом направлении уже ведётся, маховик запущен. Достаточно сказать, что по итогам 2020 года экспорт в регионе превысил 3 млрд долларов. По словам Романова, торговыми партнерами Тульской области стали ОАЭ, Китай, США, Беларусь, Турция, Польша, Эстония, Казахстан, Иордания, Чехия и другие страны.
В последнее время регион начал экспортировать сельхозпродукцию, а также традиционные тульские лакомства – пряники и белёвскую пастилу. Последние как раз и выпускаются малыми предприятиями. Так что, ощутимый сдвиг налицо.
«Наша кондитерская фабрика вышла на достаточные объёмы, чтобы поставлять пряники на экспорт. Но, как ни странно, тормозом в этом деле послужило их качество. Из-за того, что в выпечке мы используем натуральные ингредиенты, у неё небольшой срок годности – всего 40 суток., - рассказывает генеральный директор КФ «Сладкая сказка» Ирина Полякова. - А пока продукция пройдёт таможню с нашей стороны, растаможку за границей и дойдёт до потребителя, она станет чёрствой. Думаем, как выйти из ситуации. Но портить пряники консервантами я не собираюсь ни при каких условиях.
Почти 1,4 млрд долларов США составил региональный объём экспорта за 5 месяцев текущего года.
Пошагово
Напомним, что жизненный цикл любого экспортного проекта состоит из нескольких частей. Начинается с маркетингового исследования, выбора рынков и поиска покупателей. Дальше, пожалуй, самый непростой момент – переговоры с партнёрами и подписание контракта. Затем нужно адаптировать товар, его упаковку под местные требования, подготовить документацию для конкретной страны. А потом – само производство, таможня, логистика и валютные платежи. Региональная власть и институты поддержки бизнеса с программой «Промышленный экспорт» помогают предпринимателям делать робкие шаги на международных рынках. Она предусматривает льготное кредитование по инвестиционным кредитам на производство, ориентированное на экспорт, постэкпортное финансирование, международный факторинг и многое другое.
Не бойся, я с тобой
Многочисленные локдауны во всём мире изменили положение дел. А что изменилось в поддержке бизнеса?
На платформе «Мой экспорт» появилась информационная система «Одно окно». Теперь в режиме единого окна экспортеры могут получать массу услуг. Речь идёт, например, о сопровождении экспортного контракта, международной сертификации продуктов, размещении запросов на международных электронных торговых площадках, участии в выставках и другое. Планируется перевести выдачу разрешительных документов в онлайн-формат.
Для того, чтобы выявить экспортный потенциал того или иного региона и создать комфортную среду для экспортёров, на федеральном уровне разработали систему документов под общим названием Региональный экспортный стандарт версии 2.0.
По мнению Романова, Тульская область осваивает и внедряет экспортный стандарт опережающими темпами. Начинающие могут обратиться за помощью в Российский экспортный центр (РЭЦ), региональный Центр поддержки экспорта или Центр поддержки МСП «Мой бизнес» в Туле. Для оперативного решения задач на уровне региона создан Экспортный совет при губернаторе.
Комментарий
Светлана Захарова, менеджер по экспорту ЗАО «Краснобор»:
«Наше предприятие несколько лет занимается экспортом полуфабрикатов и продукции из индейки. Но раньше это было частично через посредников, а теперь мы стараемся выйти на внешние рынки полностью самостоятельно. Недавно я отправила заявку в РЭЦ для того, чтобы они помогли найти новых потенциальных партнёров за рубежом на определённые виды продукции. Заявка рассматривается не более 30 дней. Надеемся, у нас всё получится.
Вообще, на мой субъективный взгляд, успех в экспорте зависит от востребованности продукта или услуги. Сейчас мы поставляем индейку в страны СНГ, а также во Вьетнам и Китай. Начинаем получение сертификата «Халяль» для того, чтобы поставлять полуфабрикаты в Саудовскую Аравию, Арабские Эмираты и Катар.
Малому и среднему бизнесу не стоит бояться внешних рынков, тем более, что по времени процедура с оформлением документов сейчас максимально ускорена».