В регионе выстроена комплексная система помощи участникам специальной военной операции и членам их семей, за каждой из которых закреплён социальный куратор.
Теперь и жилищный сертификат
По итогам прошлого года Тульская область заняла 1-е место в стране по общему количеству региональных мер поддержки участников СВО и членов их семей. А с начала этого года соответствующий список пополнился и ещё одним важным пунктом. Согласно указу губернатора Алексея Дюмина «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями» мобилизованные и добровольцы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до 21 сентября 2022 года могут получить сертификат на получение единовременной выплаты для приобретения жилья.
На одного человека положено 33 кв. м, на двоих – 42 кв. м, на троих и более – по 18 кв. м на каждого. Сумма рассчитывается по формуле: средняя рыночная стоимость одного квадратного метра + 10%. Обратиться за сертификатом военнослужащий или член его семьи (по доверенности) может в МФЦ и органы социальной защиты. Прием заявлений уже начался.
Также улучшить жилищные условия могут мобилизованные из числа детей-сирот. Они могут самостоятельно выбрать жилье и приобрести его с использованием сертификата или получить в собственность квартиру, которую для них приобретет правительство Тульской области. Обратиться за поддержкой военнослужащий или его уполномоченный представитель может в территориальный отдел опеки.
Без внимания не останется никто
В своём Послании Президент России Владимир Путин особо подчеркнул, что семья каждого участника специальной военной операции должна быть в зоне постоянного внимания, окружена заботой и почётом.
По поручению губернатора Алексея Дюмина в регионе помощь военнослужащим и их близким оказывается централизованно и системно. На эти цели в 2022 году из областного бюджета направлено 826,9 млн рублей.
«Уже год мы координируем предоставление социальной, психологической поддержки нашим воинам и членам их семей. Им помогают с реабилитацией и организацией санаторно-курортного лечения, получением образования, трудоустройством и повышением квалификации, предоставляют долговременный уход на дому», - говорит заместитель председателя правительства Тульской области Ольга Гремякова.
По её словам, в регионе каждую семью участника СВО курирует персональный социальный работник, который координирует оказание всей необходимой помощи. Всего в области работают 230 таких специалистов, деятельность которых выстроена и отлажена. Они взаимодействуют с администрациями муниципалитетов, социальными службами, учреждениями здравоохранения и молодёжной политики, образуя с ними единую команду.
На сегодняшний день оказано порядка 30 тысяч услуг, все вопросы оперативно отрабатываются и от общего количества возникших задач 98% уже полностью решены.
Главный специалист отделения помощи семье и детям МФЦ «Мой семейный центр» Анастасия Кравченкова пояснила, как происходит взаимодействие.
«По телефону мы выясняем, может ли член семьи участника СВО посетить нас, согласовываем с ним дату и время, причём так, чтобы это было удобно прежде всего ему. А уже во время очной встречи выясняем потребности семьи и определяем, какую помощь можем оказать».
По её словам, одна из первостепенных задач социальных кураторов - сориентировать людей на весь объём пособий и льгот, которые они могут получить и какие документы для этого необходимо подготовить. При этом координатор сопровождает семью на протяжении всего времени работы над оформлением мер поддержки, и не ограничивается лишь разовой консультацией, оставаясь на связи постоянно.
«А насколько часто куратор связывается с семьёй, зависит от характера решаемого вопроса, - поясняет специалист. - Бывает, что ситуация разрешается в течение недели, а иногда приходится предпринимать дополнительные меры и усилия, например, делать ещё какие-либо запросы или звонки. В любом случае без внимания ни одна семья не остаётся и всякий вопрос решается до тех пор, пока не будет закрыт».
Лидирует в списке самых активно воспринимаемых в Тульской области мер поддержки карта «Zaбота». Её оформили более 6 000 человек из числа семей участников СВО.
Нерешаемых проблем нет
Помимо самых распространённых и предсказуемых вопросов, с которыми обращаются члены семей участников СВО, кураторам приходится сталкиваться и с неожиданными вариантами трудных жизненных ситуаций. В одну из них попала жительница областного центра Лариса Анатольевна - супруга мобилизованного.
«Имея на руках генеральную доверенность, я обратилась в один из банков для оформления кредитных каникул от имени мужа, но оказалось, что его паспортные данные, внесённые в доверенность, не соответствуют указанным в банке - ошибка в одной цифре. В оказании услуг мне было отказано», - рассказывает Лариса Анатольевна.
Позже выяснилось, что исправить ситуацию можно только при личной встрече с нотариусом в офисе, а для этого необходимо было ехать в Москву, где и оформлялась доверенность в период нахождения там супруга перед отправкой в зону СВО.
«С маленьким ребёнком пускаться в такую поездку не было никакой возможности, а значит, о решении текущих финансовых вопросов мужа и речи быть не могло. По сути, я оказалась один на один с громадной для нас проблемой», - сетует женщина.
По её словам, помогло обращение в «Мой семейный центр», где грамотный юрист разложил ситуацию «по полочкам» и подсказал наиболее приемлемый в возникшей ситуации вариант действий без оформления кредитных каникул.
Получить подробную консультацию по всем мерам поддержки можно в отделении «Мой семейный центр» и по номерам 129 и 8-800-200-52-26.
«Сама бы ни за что не разобралась, тем более, что в банке почему-то всё время уходили в сторону от прямых ответов и даже объяснить не могли, как поступать. А юрист направил ситуацию в нужное русло и не просто подсказал, как действовать, но и порекомендовал, как это сделать лучше. При этом персонал Центра был крайне обходителен со мной. Чувствовала себя там, как дома в своей семье», - хвалится Лариса Анатольевна.
Зампред правительства заметила, что все меры поддержки участников СВО и членов их семей лишены какой-либо географической избирательности и совершенно одинаково действуют на территории всего региона.
«Отделение МФЦ «Мой семейный центр» работает в каждом муниципалитете. Сегодня у нас есть карта распределения по области получателей мер поддержки и мы знаем, что практически 100% жителей этой категории этими мерами пользуются», - сообщила Ольга Гремякова.