Победа во всероссийском конкурсе студенческих проектов позволила команде ТулГУ создать уникальный электромобиль и приступить к реализации проекта «Ваш маршрут». Но было это ещё в 2023-м… Подробнее - в материале tula.aif.ru.
Неплохо потренировались
Руководил проектом Эдуард Оганян (в то время студент, а ныне аспирант 2-го курса Тульского госуниверситета), ещё тогда ставший генеральным директором предприятия «Инновационные транспортные технологии», которое, собственно, и образовалось, благодаря победе в грантовом конкурсе «Студенческий стартап».
«Сегодня предприятие занимается в основном разработкой конструкторской документации для самоходных машин», - поясняет Эдуард Оганян.

Главное материальное детище компании - по-прежнему тот самый опытный образец пассажирского прогулочного электрокара, адаптированного для перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья. При этом машина постоянно дорабатывается. А вот до серийного производства дело не дошло, хотя попытки были, и серьёзные. Но завязаться с партнёрами оказалось не так уж и просто, что никоим образом не говорит о бесперспективности идеи. Просто, как принято говорить в таких случаях, процесс идёт и поиск путей в этом направлении продолжается.
Что касается конструкторской мысли, то юные инженеры ещё до своего стартапа успели неплохо «потренироваться».
Эдуард Оганян: В составе коллектива исполнителей выполнили опытно-конструкторские работы по созданию экскурсионного электромобиля и подметально-уборочной электрической самоходной машины для «Туламашзавода» на базе грузового электромобиля «Муравей».
Олег Бондарь, tula.aif.ru: То есть эти электромобили, которые сегодня можно увидеть в Туле на набережной и в кремле, можно сказать, ваша разработка?
- Нет, совместная. И мы к ней причастны.
До чего додумались
Вот после этого, вдохновившись собственным опытом, студенты и задумали сделать свой батарейный автомобиль. И сделали. Причём с элементами салона, получившими патент на изобретение.
«Мы внимательно изучили рынок и выявили, что, например, именно экскурсионных электромобилей, адаптированных для перевозки инвалидов-колясочников, в общем-то, и нет. И решили такой создать, - поясняет инженер. - Доработали базу и установили электрогидравлический подъёмник, с помощью которого особенный турист может сам осуществлять посадку».

До этого некоторые производители элетрокаров тоже задумывались об инвалидах, но смогли предложить лишь пандус, причём с такой компоновкой, что человек с ОВЗ оказывается посередине салона, а сама наклонная площадка, когда закрывается, по сути, перекрывает пассажирам весь обзор. В опытном же образце туляков - не пандус, а подъёмник, и расположен ни где-нибудь сбоку, а сзади. Так что, когда инвалид заезжает на платформу, то сидит по направлению движения автобуса. При этом подъёмник складывается таким образом, что никому потом не мешает и у всех экскурсантов, включая и самого человека с ограниченными возможностями, прекрасный обзор.
«Сейчас на один рейс - один колясочник, - продолжает Эдуард. - Но у нас уже есть запатентованное изобретение, где проработан вариант с размещением до трёх таких пассажиров, то есть модульные сиденья».
Всего же этот экскурсионный электромобиль способен взять на борт 11 человек вместе с водителем. Запас хода - километров 50-60, чего вполне хватает для проведения экскурсионных поездок в течение одного рабочего дня, и шести часов достаточно аккумулятору для подзарядки. Есть и особенности индивидуальные.
А потом грант закончился
Свою разработку студенты-рационализаторы обкатали на туристических маршрутах летом 2023-го - в Белоусовском парке Тулы и в парке посёлка Первомайский. В первом случае пассажирами стали молодые люди с ментальными особенностями, а во втором - постояльцы дома-интерната для престарелых и инвалидов (это уже заработал проект «Ваш маршрут», финансово поддержанный Росмолодёжью). Конструкторы получили хорошие отзывы, учли замечания, а потом… Потом через год грант закончился.
«Доставка электромобиля эвакуатором к месту проведения экскурсии обходится в 3 тысячи рублей, столько же обратно, - размышляет Эдуард. - Конечно, не каждый день мероприятия могут быть, но тем не менее…»
«Тем не менее» - это простая арифметика. Если предположить, что возить электрокар хотя бы дней десять в месяц, то это уже 60 тыс. руб. Активных же месяцев в сезон может быть минимум пять. Плюс зарплата водителю. Дорогое удовольствие, получается.

- Нужно пробовать себя во всевозможных конкурсах, - считает молодой человек. - Вот мы очень много заявок подаём…
- Отказывают часто?
- Часто. Но это и нормально. Конкуренция ведь высокая. Люди познают, что такое грантовая поддержка и всё больше появляется желающих её получить. Но всё можно преодолеть и решить, если собрать вокруг себя единомышленников, создать профессиональную команду. Думаю, у нас это получается.
А возникающие сложности, по мнению аспиранта Оганяна, только помогают себя проявить и реализовать. Сами же конкурсы, говорит он, это не только возможная финансовая помощь, но и новые знакомства, общение, в результате чего возникают какие-то идеи, и всё идёт в копилку.
Сегодня Эдуард занимается ещё и написанием кандидатской диссертации.
- «Определение рациональных параметров привода самоходных электромобилей», - называет тему своей работы Эдуард. - Это именно с подбором электродвигателей, трансмиссии, всего привода, согласование его… Научная новизна присутствует.
- Сложно всё это?
- Сложность в исследовании динамических режимов работы привода, в создании программного обеспечения. Долго с этим работал. Ну, сейчас вроде всё сложилось, получилось.
Саму же тему диссертации считает архиважной, ведь самоходные машины сейчас более чем актуальны, в том числе в условиях СВО. Сегодня в основном используется привод электродвигателя от азиатских производителей. Это не плохо, говорит, но «нужно же соблюдать какой-то технологический суверенитет нашей страны».
Мнение научного руководителя
Роман Хмелёв, доктор технических наук, профессор кафедры «Транспортно-технологические машины и процессы» ТулГУ:
«Эдуард относится к той редкой категории аспирантов, которые в процессе своей научно-исследовательской работы прошли путь от идеи до инновационного продукта c высокой степенью готовности (не ниже TRL6 по шкале уровней готовности технологий).
Как соискатель учёной степени Эдуард имеет существенный задел, подтверждённый такими квалификациями как: «Слесарь по ремонту автомобилей», бакалавр по направлению «Технология транспортных процессов», магистр по направлению «Машиностроение» и «Преподаватель высшей школы».
Считаю этот пример очень показательным для соискателей учёных степеней и молодых учёных в плане результативности проводимых ими научных работ».