Уже пять лет, как в Тульской области скорая медицинская помощь получила новые возможности. Теперь пациентов можно перевозить не только по земле, но и по воздуху. О том, как работают бригады скорой воздушной помощи tula.aif.ru рассказали сами спасатели — пилот Сергей Житков и врач анестезиолог-реаниматолог Екатерина Шувалова.
Скорость — это важно
Санитарная авиация дело, конечно, не абсолютно новое. В послевоенное время в Тульской области тоже, случалось, доставляли пациентов из отдалённых районов, которым необходима срочная медицинская помощь, по воздуху. Летали тогда на универсальных и неприхотливых кукурузниках: и в Тулу, и в Москву. Потом более-менее приемлемых дорог стало больше, лишних денег меньше, и на долгие годы скорая медицинская помощь с применением авиации перестала практиковаться.
Ситуация поменялась в 2019 году, когда Тула в рамках национального проекта «Здравоохранение» получила возможностью экстренной доставки тяжелых пациентов в больницы вертолетами. На помощь пришла Национальная служба санитарной авиации — структура, созданная по инициативе Госкорпорации Ростех. Даже из самых отдалённых районов области такая крылатая машина домчит до больницы быстрее, чем за час. Первая воздушная помощь в новое время была оказана 17 июля 2019 года пациенту из Ефремовской районной больницы. Долетели за 45 минут.
При необходимости вертолёт может приземлиться и в полевых условиях — всё-таки разбег ему не требуется. Это особенно востребовано, когда случилось серьёзное ДТП, и каждая минута промедления может стоить чьих-то жизней.
География полётов достаточно обширна. Пациентов срочно доставляют не только в лечебные учреждения областного центра, но также в Москву, Санкт-Петербург. Случаются и обратные направления — жителей области, оказавшихся в тяжёлом состоянии на больничной койке в других регионах России, транспортируют домой.
Каждого пациента в полёте сопровождают анестезиолог-реаниматолог и фельдшер скорой медицинской помощи. Полёт — это, конечно, для некоторых из нас испытание. Бывает, что пациенты волнуются, ведь у каждого свои предрассудки. А вот медикам волноваться некогда — надо успевать выполнять свою работу.
«В полете уже некогда бояться», — философски замечает врач анестезиолог-реаниматолог Екатерина Шувалова.
На борту есть все необходимое современное оборудование для оказания неотложной медицинской помощи, которое можно применять в условиях полета. Это устройство для мониторинга давления, пульса, сердечного ритма, насыщения крови кислородом, медикаменты, термоодеяло, кислородный баллон для искусственной вентиляции лёгких.
Чтобы воспользоваться помощью авиационной бригады, нужно получить заключение медицинского учреждения о том, что срочно требуется экстренное вмешательство врачей или о том, что долгая дорога может пагубно сказаться на здоровье. Само собой, что летающие медики первыми приходят на помощь и в случае тяжёлых автомобильных аварий на дорогах.
Каждый вызов уникален
В Тульской области оперативные медицинские услуги оказывает Национальная служба санитарной авиации Госкорпорации Ростех. Управляют винтокрылыми машинами два пилота. В Туле своих таких специалистов нет, поэтому вертолётчики вахтовым методом приезжают в командировки из других городов. Пилот Сергей Житков как раз из числа командированных специалистов.
Рассказывает, что чаще всего пилоты санавиации — бывшие военнослужащие; хотя, конечно, есть и те, кто закончил гражданские учебные заведения. Он сам спасателем служит с 2022 года, а до того почти 30 лет был на армейской службе. Говорит, что разница между этими службами хоть и небольшая, но присутствует.
«Здесь пришла заявка и ты сразу полетел. В армии, особенно в мирное время, конечно больше подготовки, предсказуемости. Так-то служба примерно одинаковая, но задачи разные. В данном случае — это помочь врачам спасти пациента».
До прихода на воздушную скорую помощь Сергей Житков летал на другом типе вертолётов, поэтому пришлось переучиваться на «Ансат», который производится в Казани. С татарского «Ансат» переводится как «простой». На самом-то деле не всё так просто — электроники, приборов навигации очень много. Хотя сама машина хорошая — многоцелевая, может использоваться в различных направлениях деятельности.
Готовность к взлёту пилотов санавиации — 30 летом, час - зимой. После поступления заявки проводится оперативный анализ погоды, и только в случае благоприятных условий — на взлёт.
«Надо же не просто спасти человека, а при этом ещё не угробить экипаж», — поясняет Сергей.
Вертолёт к плохой погоде, конечно, приспособлен, но отменить вылет могут штормовое предупреждение или запрет врача. Строгие требования и по видимости — днём не менее 2 000 метров, ночью — не менее 4 000. Есть рекомендации по сопутствующим условиям — когда сильный ветер пациента может просто укачать в дороге. Так что окончательные решения, касающиеся больного или пострадавшего, всегда принимают медики.
«Каждый из вызовов здесь не особо обычный, — рассуждает Сергей Житков. — Очень жалко детей, которых доставляют на борт. Бывает, что совсем маленьких. Тем, что судьба распорядилась работать мне в такой непростой сфере я доволен. Ведь неважно, кто ты по профессии — лётчик, шахтёр, учитель. Главное, когда получаешь удовлетворение от того, что твой труд приносит пользу людям».
Правда, особой эрудиции в области медицины за время полётов не приобрел.
«Могу только перелом от ОРВИ отличить, — отшучивается Сергей. — Моя задача пилотировать вертолёт, а медициной пусть медики занимаются».
Всё под контролем!
Врач анестезиолог-реаниматолог Екатерина Шувалова считает, что, конечно, работа медика санитарной авиации достаточно экзотична. Ещё недавно о подобном и не думалось. Но прогресс идёт, технологии оказания помощи тоже развиваются. Всё, что раньше видели только в кино, стало реальностью.
«Врач санавиации я с тех пор, как к нам поступили на оснащение вертолёты. Предложили быть в составе авиамедицинской бригады, я согласилась, — рассказывает она свою историю. — Прошла обучающие курсы. До этого работала на машинах скорой помощи. Разница, в принципе, заключается только в способе размещения в машине пациентов и нас самих. А так работа такая же. Ещё в машине привычные и спокойнее. Вертолёт шумный достаточно и компактный, здесь теснее, чем в машинах».
Привыкать к условиям работы в полёте, рассказывает, особо некогда, ты уже летишь с пациентом, которому нужна помощь.
«Конечно это необычно, нужно немного по-другому переговариваться со своим помощником, с пилотами. Работа в принципе та же самая, просто понимать друг друга надо с полуслова. Понимаем, что все пациенты тяжёлые. Из разряда тех, кто может не перенести транспортировку машиной, они требуют интенсивного динамического наблюдения».
А вот особых или необычных случаев Екатерина Шувалова так сразу и не может вспомнить. Это же не земная скорая, где все действительно может быть неожиданно и непредсказуемо. С пациентами санавиации ничего неожиданного не должно происходить. Они полностью подготовлены к полету и контроль за ними в это время очень тщательный.
К перелёту не просто готовятся, а перестраховываются. Любое ЧП — это, на минуточку, ЧП в полёте, такого просто не должно быть. Поэтому все находится под абсолютным контролем.
«Работа интересная, неординарная, рутины нет, — говорит Екатерина Шувалова. — Получаешь удовольствие от результата. А ещё испытываешь гордость от того, что могу оказывать помощь в таких необычных условиях».