Примерное время чтения: 4 минуты
1505

Увезет последних? В регионе анонсировали запуск нового пригородного поезда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. "АиФ Тула" 11/05/2022

Поезд Узловая-Новомосковск-Москва планируется запустить в августе этого года. Улучшение транспортной связанности востока региона со столицей страны имеет и плюсы, и минусы.

Справка
Новомосковск наряду с соседней Узловой был очень железнодорожным городом. Существовало отдельное от тульского отделение Московской железной дороги. Правда, и административно этот крупный город тогда относился к Подмосковью, но уже в 1957 году передан в нашу область. Развитие промышленности, необходимость перемещение огромного объёма грузовых и пассажирских потоков способствовали развитию ж/д движения и инфраструктуры в этих местах. В год смерти Сталина в Сталиногорске (а тогда город назывался так) открыли детскую железную дорогу. В Новомосковске даже городская электричка бегала, развозя рабочих и служащих по заводам и обратно. Уникальность этой линии заключается в её изолированности – она работала лишь на город и окрестности.

Из истории вопроса

До 2005 года в первопрестольную из Новомосковска и Узловой можно было добраться на прямом поезде. Потом, на фоне общей деградации пригородного сообщения, его отменили.

О том, что без удобного, безопасного и относительно комфортного сообщения со столицей оставили население огромной агломерации – свыше 300 тысяч человек – никто не подумал. Тогда заказчиками электричек и дизель-поездов сделали региональные власти, с них же железнодорожники потребовали возмещения расходов за планово убыточные перевозки. Вот и стали областные администрации попросту сокращать пригородное ж/д сообщение, заменяя его автобусным. Удобнее никому не стало: пассажиры пересели в тесные маршрутки, выросла загруженность автодорог и аварийность на них, бизнес этот оказался отчасти теневым, отчасти криминализованным.

Попытка возродить прямое регулярное сообщение между городами Новомосковской агломерации и Москвой предпринималась в 2019 году. Тогда запустили экзотические поезда Москва Киевская – Москва Павелецкая и наоборот, которые, в частности, проходили через Бобрик-Донской, Новомосковск, Узловую и Венёв. Путь из второго по величине города области в первый по величине город России на этом чудо-поезде занимал примерно 4,5 часа – примерно столько же или даже чуть меньше, чем на отменённом в 2005-м прямом Новомосковск – Москва. Но этот проект просуществовал недолго, спросом он если и пользовался, то, в основном, в выходные и праздники, потом на фоне пандемии его отменили.

Из Узловой до Москвы и обратно осталось несколько поездов дальнего следования, но у многих из них неудобное расписание, высокие цены на билеты, а некоторые вообще идут в столицу через Тулу. Дорога займёт 4-5 часов. Есть ещё пригородный вариант с пересадкой в Ожерелье, но и при этом раскладе вы потратите минимум 4,5 часа и 710 руб. В общем, при всём богатстве выбора – долго, дорого и неудобно.

В направлении скорости и комфорта

Но вот лёд тронулся. Правительство региона анонсировало запуск нового пригородного поезда по маршруту «Узловая – Новомосковск – Москва Павелецкая» с 1 августа. В соцсетях уже ходит фото рельсового автобуса РА-3 «Орлан» – как раз на Павелецком вокзале. Знатоки утверждают, что это была апрельская пробная поездка анонсированного поезда. «Орлан» – «птица» на тульской земле пока неизведанная. Говорят, они оборудованы системами климат-контроля, вакуумными биотуалетами, имеют более удобную эргономику по сравнению с предшественниками и обладают плавностью и бесшумностью хода. Пока же дизельный моторвагонный парк в области представлены лишь несколько морально устаревшими РА-2.

«Орлан» – птица на тульской земле пока неизведанная.

Министр транспорта и дорожного хозяйства региона Родион Дудник в начале февраля сообщил, что закупка рельсовых автобусов третьего поколения (читай: «Орланов») в планах ведомства стоит. Предполагается, что расстояние между Новомосковском и Москвой они смогут преодолевать примерно за 3,5 часа, чего раньше на этом маршруте никогда не было. Сэкономить время удастся, как минимум, на том, что не придётся менять локомотив по Ожерелью или делать пересадку там же.

А вот когда завершат электрификацию от этой станции до Ельца, тогда, вероятно, из Москвы до Венёва, городов Новомосковской агломерации, Богородицка и Ефремова побегут уже «Ласточки».

Предполагается, что время в пути на новом поезд от Новомосковска до столицы составит 3,5 часа.

Риски и возможности

Развитие транспортной связанности может привести к усилению оттока трудовых ресурсов в столицу, а их и так не хватает.

На другом конце области на берегах Оки раскинулся ещё один крупный город – Алексин. И с Тулой его тоже связывает неэлектрифицированная, а к тому же и однопутная железная дорога. Да и сам вокзал в этом городе отстоит от крупных жилых массивов и даже не связан с городом маршрутом общественного транспорта. А ведь там, на территории опережающего социально-экономического развития «Алексин» тоже планируется реализовать масштабный проект по строительству логистического комплекса крупнейшего онлайн-ритейлера страны на 15 тысяч (!) рабочих мест. Да и со многими соседними областными центрами Тула не связана нормальными железнодорожными маршрутами. С Калугой сообщение есть, но оно медленное и неудобное, всё по той же неэлектрифицированной однопутке. С Липецком его просто нет, а с Рязанью оно пока вряд ли возможно по техническим причинам. При этом в Черноземье Курск и Белгород буквально этой весной связали пригородными поездами с единственным (не считая Москвы) миллионником в ЦФО – Воронежем. Могут же, когда захотят! Между тем, о высокоскоростном ж/д сообщении между Москвой и Тулой, которой год назад было анонсировано в послании губернатора, больше не вспоминают…

Комментарий

Бывший заместитель губернатора, экс-депутат областной и Госдумы Анатолий Артемьев: Переток кадров может быть и взаимным – с учётом развития Новомосковского промышленного кластера и особой экономической зоны «Узловая», где по моим оценкам, предстоит создать до 10-12 тысяч рабочих мест. Предлагаю идти дальше: на фоне перегруженности автодороги Тула-Новомосковск нужно реконструировать и железную дорогу между двумя крупнейшими городами региона, в том числе для повышения мобильности тех самых трудовых ресурсов.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах