Росстат обнародовал численный и гендерный состав органов публичной власти регионов за 2022 год. Если верить этим цифрам, в Тульской области насчитывается 5 207 чиновников, замещающих госдолжности и должности гражданской службы (без сотрудников МВД). Из них 2 723 — это сотрудники территориальных органов федеральной исполнительной власти, 1 322 — судебных органов и прокуратуры, 995 — правительства и иных областных органов исполнительной власти, 62 — облдумы, 104 — иных госорганов (счётной палаты, облизбиркома и т.д.). Кроме того, 2 016 человек трудятся в качестве муниципальных служащих.
«Невидимки» и «подснежники»
Правда, в статистику включаются далеко не все работники органов публичной власти. За пределами статистики остаются те, кто не имеет статуса служащих — гражданских и муниципальных. А таковых в аппарате правительства, региональных министерствах, комитетах и инспекциях насчитывается, по разным данным, до 300 человек. В системе исполнительной власти региона насчитывается 38 министерств, комитетов, инспекций и подразделений аппарата правительства. И в одном только министерстве финансов Тульской области работают 33 сотрудника, которые не являются гражданскими служащими.
А в местных администрациях таких «нечиновников» примерно столько же, сколько и муниципальных служащих. Поэтому можно говорить о реальной численности работников органов публичной власти в Тульской области в количестве не менее 9,5 тысяч человек. И это не считая так называемых «подснежников» — людей, которые числятся в подведомственных госучреждениях, но фактически трудятся в том же минфине или минтруда и соцзащиты, выполняя чиновничьи функции.
Не учтены и сами госучреждения, которые по своему функционалу часто очень близки к госорганам. Например, это Центр обеспечения деятельности органов ЗАГС и мировых судей или «Жилкомреформа». И в каждом таком учреждении, как правило, трудятся десятки людей.
Начальники — мужчины, подчинённые — женщины
Примечательно, что в кадровом составе органов публичной власти региона преобладают женщины. На гражданской службе их 82,4%, на муниципальной — 81,6%. И можно предположить: если считать вместе с «нечиновниками», то гендерное неравенство там проявится ещё отчётливее. Но всё меняется, если рассмотреть высший эшелон власти. Скажем, из 31 члена правительства (включая губернатора) женщин — менее трети, всего 9. Если же считать среди руководителей областных органов исполнительной власти и подразделений аппарата правительства, то и там из 38-ми начальников всего 11 дам. На 35 действующих депутатов облдумы приходится всего 6 представительниц прекрасного пола. Зато руководитель думского аппарата и начальники его пяти подразделений из восьми — женщины плюс главный бухгалтер. Из федеральных парламентариев от региона всего одна женщина — сенатор Марина Левина.
А вот в администрации Тулы из четырёх заместителей главы — две женщины, из 30-ти отраслевых, функциональных и территориальных подразделений администрации 14-ю руководят женщины. Да и глава города в Туле — женщина, кроме неё в гордуме — ещё 10 дам из 35-ти депутатов. То есть, здесь соотношение примерно такое же, как и в думе областной. Среди глав администраций городских округов и муниципальных районов — всего три дамы — в Белёвском и Каменском районах, а также в посёлке Новогуровский.
В самом низовом звене публичной власти — поселенческом — их, конечно, побольше — 27 из 77-ми. Кроме того, 55 жительниц Тульской области занимают декоративные посты глав муниципальных образований (всего их, как известно, в регионе 103). Почему декоративные? Да потому, что лишь для трёх из них, включая женщин-глав Тулы, Узловского района и города Узловая, эта работа является основной и оплачиваемой, а для остальных — общественной и безвозмездной. Формально — «высшее должностное лицо», а в реальности полномочий — раз-два, и обчёлся.
Мнение отставного чиновника
Как считает Анатолий Артемьев, в прошлом — первый секретарь Донского и Новомосковского горкомов, Тульского обкома КПСС, депутат областного совета, областной и Государственной дум, заместитель губернатора, на это соотношение мужчин и женщин в органах власти внимания обращать не надо, потому что мужчины более энергично идут во власть, а для того, чтобы получать более высокую зарплату, нужно занимать высокую должность. Но при этом рабочий день у них ненормированный. А женщина — в низовом звене, зато домой вовремя. «В советское время один из трёх-четырёх секретарей горкома или райкома должна была быть женщина и 2 — заведующих отделами. Но искусственно ничего делать не надо, надуманно всё это. Сложнее женщине делать карьеру ещё и в силу того, что больше времени уходит на воспитание детей, отпуск по уходу за ними, за семью. Ну, и какой муж будет терпеть, если жена допоздна задерживается на работе? Мужчине в этом отношении, конечно, проще», — считает Артемьев.
Мнение эксперта
Генеральный директор Тульского социологического центра, кандидат философских наук Василий Мосин: «Такое гендерное соотношение характерно для большинства российских регионов, когда руководитель — мужчина, кто-то из заместителей — женщина. Так и в правительстве Тульской области, где сразу несколько женщин занимают посты замов, и в областной думе, где первым зампредом была избрана женщина, а недавно её делегировали в сенат, и вместо неё снова выбрали даму.
Объективно, у мужчин больше возможностей получить хорошее образование, сделать карьеру, женщина больше занята семейным бытом, детьми и т.д. Да, есть страны, где ситуация обстоит иначе, но там женщины меньше заняты бытом. На Западе, даже питаясь дома, еду, купленную в магазине или кафе, как правило, лишь разогревают. В этом смысле, можно признать, что у нас более консервативное общество. Да, на низовом уровне гораздо больше женщин, но, если им создать условия, они могут тоже расти по карьерной лестнице. Пока женщин на верхнем уровне власти маловато, около трети. Наверное, это нормальное соотношение, но оно должно быть естественным, чтобы не было назначения на должности по гендерному принципу».