В области всё больше строят жилья. Своя квартира, да ещё новая, да ещё обустроенная по своему вкусу. Это ли не счастье? Но до этого момента надо квартиру отремонтировать. Какие подводные камни ждут новоселов и что может пойти не так, рассказала читательница tula.aif.ru Алла Балановская.
Спасаем деньги
— Мне с мужем этого счастья хотелось давно, — говорит она — Устали мы жить с опекающими нас с десяток лет родителями. А тут пандемия, рост цен.
— Надо спасать деньги, — решительно заявил муж.
Сумма тянет на евродвушку наполовину построенного дома, ремонт и мебель. Дом сдают вовремя. В квартире с тонкими стенами, непонятно на чём держащейся коробкой входной двери, ничего кроме батарей, огромного газового котла, канализационных труб. Но нам повезло — котёл установили почти в углу большой комнаты, где по идее должна быть кухня и гостиная, а соседям прилепили прямо на самое видное место.
Знакомый прораб отказывается от предложения провести ремонт: «Бросил это дело. Замотался за всех отвечать».
Цены взлетают. Тянуть нельзя. Хватаемся за одно из кучи объявлений о ремонте, которыми щедро усыпан подъезд. У них есть сайт. Обещают быстро, качественно, в срок. Находятся в трёх кварталах от нашей новостройки, приторговывают дверьми.
Сухощавый Стас, представляющийся генеральным директором, смотрит почти преданно: «Можем сразу приступить. Завтра. Уложимся за два месяца». «Но ещё нет материалов». «Сами купим», — говорит. Стас не нравится ни мне, ни мужу, но муж настаивает: «Надо делать. А то ещё полгода искать будем».
Из договора узнаю, что у меня, как у заказчика, множество обязанностей и, если что-то нарушу, — штрафные санкции. У исполнителя — масса прав, а с обязанностями туговато. При этом я должна внести 2/3 аванса. Торможу с подписанием договора, Стас не торопит.
Понимаю — без дизайнера не справлюсь. Стас даёт номер телефона. Дизайнер, изучив мои хотелки, за две недели создает дизайн-проект. Мило, легко, светло. Бригада из граждан ближнего зарубежья начинает работу, а через пару недель делает перерыв почти в месяц.
Нервничаю. Подгоняю. Угрожаю найти других. Стас клянётся: «Исправимся».
Ванная-перевёртыш
Ванную выкладывают плиткой. То, что должно быть вверху, оказывается внизу, то, что внизу — наверху. Ванная-перевёртыш. В некоторых местах на плитке появились сколы, место для смесителя вырезали не ровно.
Уже почти кричу на Стаса. Он присылает «нового бригадира» Игоря, мужчину лет 66-ти, очень похожего на плюшевого медведя. «Я ж здесь не работал, — говорит тот сразу. — Не отвечаю за косяки». Хлопает наивно ресницами: «Переделаем». Иностранцы переделывать за свой счёт не хотят, винят дизайнера, мол, не объяснил, пришлось интуитивно. Дизайнер — их. Все орут и дружно клянут не умеющего организовать работу Стаса.
Через неделю уже тульский рабочий перекладывает плитку. Заходят электрики. Работают быстро, слаженно, профессионально. Очередные иностранцы укладывают ламинат. Где-то он горбится. Поднимаю, под ним приличная неровность пола. Опять Игорь наивно хлопает ресницами:
— За всеми надо следить.
— Кто следить должен, я?
— Нет, я.
— Так что ж не следите?
Рассказывает, что он год назад попал в строительную сферу. И добавляет, что Стас за все заказы хватается, причём в разных городах, и ничего не успевает.
На следующий день в моём мобильном высвечивается Игорь.
— Здрасьте. Вы что умеете делать? — спрашивает он.
— А что надо?
— Да всё. Ламинат переложить, пол выровнять, обои поклеить, бордюры установить...
— Могу бухгалтерию вести. Я ж бухгалтер, — расхожусь я. — Игорь, я ваш заказчик. Это вы для меня так ищете рабочих? А где ж хвалёный штат профессионалов?
Очередной новый человек клеит и красит обои. Краска ложится не ровно.
Прелести добавляют плинтусы низом вверх. Рабочий предлагает: «Давайте оставим, как есть. Всё равно ж красиво». Но я против.
Пролетает... 9 месяцев. Ремонт окончен. Планировала так же 9 месяцев частями отдавать Стасу деньги, но муж заявил: «Отдай, и гони, чтобы мы его больше не видели». За деньгами Стас пришёл с коробкой. «Это „Шанель“, — ласково сказал он. — Простите меня, моя карма совсем уже трещит». Духи оказались подделкой.
А за 9 месяцев мебель так подорожала, что мы так и живём у родителей. В новой квартире в углу гостиной образовалась трещина. Из трубы подкапывает вода и от этого выключается газовый котёл. Теперь нам жить не скучно, но хочется переехать в какую-нибудь другую новостройку.
Комментарии
Евгений Пригов, строитель: «Все задачи для бригады фиксируйте в договоре. Иначе конфликтов не избежать. К примеру, вы купили заранее плитку, а её не хватило, докупили, а тон разнится. Или поменяли место для телевизора, а электрики установили уже розетки, и теперь они будут бросаться в глаза.
Чтобы избежать многих неприятностей, нужен дизайн-проект с высчитанными до миллиметров решениями. Проект готов? Составляйте график работ и вперёд. Но учтите, вы должны вовремя поставлять строительные материалы. Если же бригада зашла, а работает плохо, сразу расставайтесь. И имейте в виду: ремонтники не любят заходить на „доделки“. Это трудозатратно, неизвестно с чем столкнёшься, да и стоит немного».
Сергей Агеев, дизайнер: «В Туле дизайнеров вполне хватает. Есть широко раскрученные компании. Чаще они берутся за дорогие проекты — дом, дача, большая квартира. Специалисты дизайнерских фирм поскромнее или дизайнеры-индивидуалы многим вполне по карману. Они же посоветуют и где купить мебель, которую вы в проекте утвердили. Могут договориться о скидках с магазинами, выбрать её в интернете, заказать и получить. У них и опыт, и наработанные связи. Как выбрать правильного дизайнера? Посмотрите его портфолио, документы об образовании. Так будет понятно, вы имеете дело с самородком, с официальным профи или с дилетантом. Все остальное — ваша интуиция, отзывы в интернете и ваш вкус. И надо заключать договор, письменно утверждать дизайн-проект, собирать документы об оплате, акты. Так легче взыскать неустойку по суду».
Сергей Григорьев, юрист: «Первым делом попросите показать свидетельство о регистрации организации, которая будет делать ремонт. Если она зарегистрирована давно, вы хотя бы не нарвётесь на однодневку. В договоре должна быть чётко прописаны сроки, стоимость работ и материалов, порядок оплаты, гарантии, штрафы.
Важно оценить смету, запросив расчёты у разных ремонтных бригад. Так сразу будет видно, кто завышает стоимость, а кто занижает, не учитывая важные моменты в работе. А это значит, вас поставят перед фактом, требуя доплаты. В смету надо внести и подъём материалов, и уборку после проведения работ, и вынос мусора, и помывку окон. Иначе это станет вашей проблемой. Имеет смысл посмотреть, какие есть инструменты у бригады в наличии. А то потом вам могут принести впечатляющий счёт. Если прораб уверяет, что невозможно точно оценить объём материалов и конечную стоимость работ, откажитесь от его бригады сразу.
А теперь самое главное. Не спешите подписывать договор и сметы. Изучите внимательно, посоветуйтесь с юристом. И контролируйте каждый этап работ. Иначе пропустите нарушения, которые потом скажутся на конечном результате».