Президент России Владимир Путин заявил, что 2025 год станет ключевым для технологического развития страны. А это невозможно без укрепления её научного потенциала и его подпитки молодыми исследователями в разных направлениях.
О том, что нужно для рождения учёных в нашем регионе, мы говорим с деканом химико-технологического факультета Новомосковского института РХТУ им. Дм. Менделеева Еленой Костылевой. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
«Включаю» маму
Андрей Лифке, tula.aif.ru: Вы отнюдь не похожи на человека, который дни и ночи проводит в лаборатории среди колб и реактивов, а между тем ваши коллеги утверждают, что редко встретишь человека, столь беззаветно преданного своему делу. Откуда такая любовь к химии?
Елена Костылева: Спасибо коллегам за столь лестную оценку. А ещё я очень люблю своих студентов и школьников, которые тоже любят химию и тоже становятся специалистами.
А любовь к химии с детства. Папа мой, Игорь Михайлович Костылев, был кандидатом химических наук, доцентом кафедр «Общая и неорганическая химия», «Производство и переработка полимерных материалов». Много работал с Московскими научно-исследовательскими институтами. Бывало, час со столичным коллегой по телефону обсуждает какой-либо патент или статью в научном журнале. А я слушаю. Поэтому слова «тетраэтоксилан» и «полидиметилсилокасан» выговариваю с детства (смеётся). С самого раннего детства бывала в здании Новомосковского института. Поднималась по лестницам аудиторий с большим трудом, ступеньки были для меня просто огромными, великанскими. Вот таким нелёгким был мой путь в науку.
— Те же коллеги утверждают, что вы не только легко устанавливаете полное взаимопонимание со студентами, но и так организуете работу, что они выигрывают самые престижные конкурсы и блестяще выступают на научных форумах, в том числе международных. А этот талант откуда?
— А этот — от мамы, Тамары Георгиевны. Она работала преподавателем, а затем директором новомосковского профессионального училища № 10. И весьма успешно. А также работала по комсомольской и по партийной линии. Причём была не функционером, а идейным человеком и умела, что называется, «зажигать». Например, участвовала в экспедиции «Комсомольской правды» на Шатском водохранилище, когда искали и со дна, в зимнее время, поднимали затонувшую в сорок первом году при контрнаступлении Красной Армии БМ-13 «Катюша». Она и сейчас такая, неравнодушная.
Короче говоря, когда надо организовать должным образом работу моих ребят, «включаю» маму. Помогает. Хотя больше, если честно, хочется химичить, в прямом смысле этого слова.
Отучилась, защитила диплом, поступила в 99-м в аспирантуру. Подготовка к защите диссертации заняла достаточно длительное время, так как по моему направлению необходимо не только синтезировать новое соединение и изучить его свойства, но и внедрить его в промышленность.
Самые настоящие
— То есть ваша стезя не чистая наука c прицелом на неопределённое будущее, а реальная польза в ближайшей перспективе?
— Да. С 2017-18 годов возрос интерес к проектной деятельности молодёжи. Цель этой тенденции — непосредственная связь науки с промышленностью. А для этого надо, чтобы наука входила в жизнь человека, что называется, с младых ногтей. С детства, отрочества, студенческих лет и далее по нарастающей.
Мне очень повезло, в 2017 году в Новомосковске был открыт Центр детского научного и инженерно-технического творчества «Квант». Промышленности стало очевидно, что химию углублённо надо изучать со школы, и чтобы в неё пошли именно те, кому это нравится. Центр начал работать в 4 школе, а затем в Новомосковском институте. Старшеклассники в половине пятого, то есть после уроков, приходили в институт, и уже тут химичили на куда более высоком уровне. Надо сказать, что не только химичили, здесь занимались также юные физики и математики.

Я вела для девятиклассников ту химию, которая у нас преподавалась на первом курсе. Отсев был, но небольшой. Оставшиеся занимались самозабвенно и просиживали в лабораториях часами. Сразу спрашивали, а нельзя ли нам «похимичить» вот с тем-то и тем-то, то есть у ребят стало появляться желание работать уже на почти проектном уровне. Кстати, они оказались куда инициативнее студентов, ждавших задач от преподавателей.
Первые наши «звёздочки» — Никита Корзиенко и Данила Амелин. Первый занимался пиролизом полимерных отходов, второй — производством биоразлагаемых полимеров. В 20-м году мы участвовали в Детском научном конкурсе, проходившем в Барнауле, и заняли два вторых места, а в следующем уже появилось и «золото» конкурса. После этих достижений были финалистами конкурса международного конкурса исследовательских и инженерных проектов школьников Regeneron International Science and Engineering Fair. Должны были лететь в США, но помешал ковид.
— Какова дальнейшая судьба этих умниц? И, наверное, они у вас не одни такие успешные?
— Оба учатся на четвёртом курсе, Данила в МГУ им. М.В. Ломоносова, Никита — в Новомосковском институте РХТУ им. Д.И. Менделеева, то есть у нас. Конечно, не одни. Другие мои воспитанники — призёры ДНК — Антон Иванов, ныне студент Института тонких химических технологий им. Ломоносова и Юлия Шевченко делали проект по антисептикам. Юля позже занялась самоочищающимися покрытиями строительных материалов. Она сейчас в Санкт-Петербурге, учится в технологическом институте — СПбГТИ (ТУ). Саша Платонов вообще пришёл в Центр пятиклассником и взялся за усовершенствование материалов на основе гипса.
Очень эффективными были результаты, когда со школьниками работали наши бакалавры и магистры. Увлечённость и тех и других, творческий энтузиазм просто зашкаливали. Пользу для меня лично от этой деятельности не могу переоценить. Получается, для моих воспитанников это тоже были не пустые годы.

Важно, что в нашем институте в 2021 году открыли две новые молодёжные лаборатории — ионных материалов и «умных» материалов и технологий. «Умные» — это материалы, которые могут изменять свои свойства под воздействием внешних факторов (температуры, давления, электрического или магнитного поля), также лаборатории полимерных композитов, альтернативных технологий, студенческое конструкторское бюро.
— Молодёжные лаборатории — это новое слово в учебном процессе?
— Одно из приоритетных направлений в общероссийском масштабе. Благодаря развитию лабораторий происходит подготовка квалифицированных специалистов — бакалавров и магистров — по направлению «Химическая технология», а также самостоятельных научных кадров с широкими компетенциями, такими как планирование и реализация научной деятельности, владение методиками, методами и подходами в рамках выполнения исследований по проектным направлениям лабораторий, работа на современной научно-исследовательской аппаратуре. Публикуются их научные статьи в высокорейтинговых журналах. У студентов появилась возможность учиться в магистратуре и одновременно заниматься НИР, получать зарплату.
— Много ли универсалов, готовых продолжать учёбу, совмещая с научными изысканиями в то время, когда сверстники уже работают и обустраивают личную жизнь?
— Не очень. Но они самые настоящие.