Жертвы холокоста и герои Великой Отечественной войны, гроссмейстеры и врачи, клоуны и музыканты мирового уровня. Документы об известных людях Тулы, свидетельства ушедших эпох – лишь небольшие штрихи к экспозиции музея еврейской общины на улице Ленина, 12. За ними – непростая судьба народа, который смог влиться в русский город, но не затеряться, а привнести вклад в его развитие.
Помните…
Еврейская община на улице Ленина,12 расположена в старинном купеческом доме. Поднимаемся на второй этаж по уникальной лестнице чугунного литья.
«Мы не стали её менять. В ней же – мастерство тульских умельцев и элемент живой истории», – говорит председатель еврейской общины Тулы Ерухом Шальмиев.

Сегодня он – наш экскурсовод по небольшому, но насыщенному подлинниками музею. Экспозиция возникла 8 лет назад. Благодаря усилиям членов общины она постоянно пополняется. Первое, что обращает на себя внимание при входе в зал – фотографии ветеранов ВОВ, которые неимоверной ценой завоевали Победу. Среди них орденоносец, бывший полковник Борис Аронович Гиндин, отец и три сына Райхлины – Исай Львович, Абрам Исаевич, Арон Исаевич и Александр Исаевич – и другие.
Собственно, поэтому экскурсия начинается со стенда «Через века, через года помните,,,». Не было бы победы над фашизмом, вряд ли существовала бы и сама община. Это уголок памяти и великой благодарности.

От канониров до купцов
«Евреи, скорее всего, появились в Туле в начале XIX века, – продолжает рассказ Ерухом Илизирович, – В книге Татьяны и Михаила Майоровых «Евреи Тулы в XIX и XX веках» значится, что наиболее раннее захоронение на еврейском кладбище близ патронного завода датируется 1834-м годом. В нашей экспозиции есть документы, начиная с 1854 года. В Тулу приезжали так называемые кантонисты. Это еврейские дети, которых в раннем возрасте забирали на военную службу. Сначала их определяли в специальные школы кантонистов. А с 18-ти лет направляли на 25-летнюю службу в царскую армию. По окончании они становились специалистами военного дела и «оседали» в Туле, чтобы работать на оружейном и патронном заводах. Для дозволения каждому оформлялась разрешительная грамота.
Особо активные и, конечно, грамотные выходили в новые сословия. На одном из исторических стендов – документ Губернской канцелярии от 1 декабря 1859 года. В нём говорится, что исполняющим раввином в Туле назначается кантонист Меер Зафрен. По закону общины раввин избирался на 3 года. Но Зафрен пользовался таким уважением, что бессменно исполнял обязанности до 1889 года. За безвозмездное многолетнее служение на духовной ниве Зафрен был награждён медалью «За усердие» для ношения на Станиславской ленте, а спустя время – аналогичной медалью, но уже на Аннинской ленте. С годами раввин стал купцом I гильдии, владел семью домами в разных частях города, столярными мастерскими складами, занимался благотворительностью.
Когда пожар уничтожил Мариинский детский приют в Туле, он пожертвовал 10 тысяч рублей на строительство нового. Впоследствии стал почётным старшиной Тульского губернского попечительства детских приютов и почётным потомственным гражданином Тулы.
Историю продолжает ещё одна характерная фотография – портрет родственников Шальмиева, датированный 1913-м годом. Фото сделано далеко от Тулы – в Баку, изображена на нём семья Ерухома Илизировича по линии матери. Маленькая девочка в центре на коленях взрослых – его бабушка Яффа. Впоследствии воспитает пятеро детей и 17 внуков. Кстати сейчас в Туле проживает всего 5 семей горских евреев.
Россыпь звёзд
Музей интересен как подлинностью экспонатов, так и атмосферой быта. В центральной части зала воссоздана типичная квартира тульских евреев, в которую можно было попасть каких-нибудь 30–40 лет тому назад. Обязательные атрибуты – ковёр на полу, швейная машинка «Зингер» и самовар на отдельном столике. Музейному водогрею – более 100 лет. На стене – часы с боем. Антураж дополняет старинный комод, круглый дубовый стол и настольная лампа в виде совы.

Может, именно за таким столом придумывались новые инженерные решения для обороны страны или рождались мелодии композиторов, обсуждались новаторские методы лечения больных? На стенде, посвящённом советскому периоду – информация о выдающихся специалистах во всех этих направлениях. Например, Давид Берлович Швебер был первым тульским городским кардиологом. Ещё в 30-е годы он получил образование на медицинском факультете Миланского университета в Италии. Швебер первым в ЦФО организовал палату интенсивной терапии для больных с острым инфарктом миокарда и снизил летальность от заболевания.
По словам Шальмиева, среди членов их общины подавляющее большинство – оборонщики. Но о многих из них нельзя упоминать и сейчас.

О народном артисте РСФСР Иосифе Михайловском, именем которого названа тульская областная филармония, композиторах и дирижёрах Ефиме и Полиславе Балиных, шашистах Григории и Александре Гетманских и их отце, коллекционере книжных знаков, Эдуарде Гетманском знают не только в Туле и стране, но и далеко за её пределами, как и о многих других деятелях искусств с музейных витрин.
Четыре поколения циркачей
А кто помнит о династии цирковых артистов, основателем которой стал клоун Иосиф Вольфовский? Он родился ещё в царское время, в 1913 году, выступал как в Тульском, так и в Архангельском цирке. Больше 60-ти лет посвятил жанру «артист-ковёрный». В музее есть тому яркое доказательство – оригинальная клоунская обувь со стёртым до дыр «носом».
По некоторым данным, по его стопам пошёл смешной клоун Оскар Вольфовский, который даже на пенсии не мог оставить цирка и работал там администратором. Сейчас в Туле живёт его дочь – артистка цирка, а её сын, циркач в четвёртом поколении, выступает на манеже в номере с геометрией – крутит кубы, треугольники и различные хулахупы.Как говорится, талантливые люди талантливы во всём.
Еврейская община и сегодня не оторвана от окружающего мира. В небольшом музее проходят экскурсии для студентов Тульского педагогического университета имени Л.Н. Толстого и для всех любознательных горожан. Тула активно развивает туризм. А здание общины стоит на пути туристических маршрутов. Председатель общины искренне надеется, что музей не будет обделён вниманием гостей города оружейников.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть