40 лет назад БАМ переименовали в Байкало-Амурскую железную дорогу им. Ленинского комсомола, что неспроста, ведь ударную стройку прошли десятки тысяч комсомольцев. Одна из них - наша собеседница Любовь Хромова.
Это у вас тут Третьяковка?
Олег Бондарь, «АиФ в Туле»: Любовь Александровна, чем занимались на всесоюзной стройке?
Любовь Хромова: Скажу сразу: рельсы не укладывала и тоннели сквозь сопки не пробивала. Я была в составе агитационного поезда ЦК ВЛКСМ «Комсомольская правда». Его задача - проведение культурно-массовой работы среди строителей БАМа.
- И много проехали на таком поезде?
- Начну с того, что мы были в пути ровно один год и четыре месяца. Сперва агитпоезд из Москвы прибыл в Иркутск, а вот оттуда уже и начал свою непосредственную работу. Мы проехали всю Сибирь до порта Ванино и обратно. Наш поезд шёл по Транссибирской магистрали, проложенной ещё в царское время. Она расположена южнее и как бы параллельно строящемуся БАМу. На станциях Транссиба мы делали остановки и оттуда уже на автобусах (а это очень не близко) выезжали к строительным бригадам бамовцев. Выступали также перед местными жителями в прилегающих к станциям сёлах, деревнях и даже областных центрах.

- А в чём конкретно заключалась ваша работа?
- Центральным комитетом комсомола было дано задание подготовить во всех союзных республиках СССР концертные программы и сформировать творческие бригады (не более 25 человек), которые по составленному графику поочерёдно к нам потом и приезжали к назначенной каждой из них дате, в каком бы областном центре мы к тому времени ни находились - будь то Благовещенск, Хабаровск, Чита и т.д.
Эти бригады состояли из различных вокальных и танцевальных групп, там они ещё и стихи читали. А программы были, действительно, интересные. Очень интересные. Кроме того, с нами были лекторы от общества «Знание». И лекции читали далеко не скучные и совсем не для галочки. Приезжали к нам также агиттеатры, и проводившие творческие встречи композиторы, поэты, артисты и другие интересные люди. В агитпоезде был обустроен один вагон, в котором все они и жили дней по 20-25.
В другом вагоне была оборудована выставка малых копий картин из Третьяковской галереи и сотрудник этого музея целый месяц проводила экскурсии. Потом её сменила я. Выставки периодически менялись. Были из музеев В. Маяковского, Н. Островского, а также Русского музея и др. В стройотрядах проводили вечера «От всей души», а на Дальнем Востоке - кинофестиваль. Многим библиотекам, в том числе и школьным, была оказана практическая помощь в комплектовании. Библиотекарь агитпоезда передавала им художественную литературу, а методическую для коллективов художественной самодеятельности. А в кинозале агитпоезда демонстрировались художественные и научно-популярные фильмы, а также мультфильмы.
- И что, всё это было настолько востребовано?
- Даже очень. Ведь там во многих местах и в помине не было никаких ДК, клубов и тому подобного. А если и были, то в них не было такого содержания, как у нас. И местным жителям, и рабочим это было просто необходимо. Некоторые вообще ничего подобного никогда не видели. Был случай, когда люди к нам даже ночью приходили - человек двенадцать строителей. Постучали в вагон и говорят: «Мы слышали, что у вас тут Третьяковка». «Ну да, Третьяковка», - ответили мы и, конечно же, впустили их и провели экскурсию.
Балерины в кузове КамАЗа
- На БАМ, знаю, и знаменитости приезжали. У вас бывали?
- Конечно. С нами ездили, например, Владимир Шаинский, Михаил Пляцковский, Лев Ошанин, Елена Драпеко, Олег Видов. Приезжал и Герой Советского Союза лётчик-космонавт Валентин Лебедев, и многие другие. Все они были воодушевлены увиденным и очень довольны поездкой, даже несмотря на порою очень и очень суровые условия.
- А о каких именно условиях вы говорите?
- Прежде всего о географических и климатических. До точек порою приходилось добираться не только на автобусах, но и на вездеходах, потому как в некоторых местах и дорог-то, в принципе, не было. И, например, в сильный мороз под брезентовым тентом в кузове КамАЗа, конечно же, холодно. Однажды таким образом на Дальнем Востоке отправились в одну воинскую часть. С нами тогда были артисты балета и вокалисты Большого театра. Концерт давали в какой-то маленькой деревне, в каком-то клубике, где на крохотной сцене была подвешена одна какая-то лампочка. А высота самой сцены, можно сказать, впритык. И вот лучшие балерины страны под этой лампочкой... В полутьме... Это было что-то невероятное.
С приключениями оттуда и возвращались. Когда ехали туда, пересекали горную реку, которая была похожа скорее на ручей. А на обратном пути эта речушка после сильного дождя разлилась настолько, что водитель остановил машину на берегу и задумался: а стоит ли ехать дальше? Но решили рискнуть. И вот потихоньку едем, едем... И наш КамАЗ всё ниже, ниже... А колёса у него, надо сказать, были почти в мой рост. Смотрю, фар уже не видно - они полностью под водой. Доехали так где-то до середины реки и только потом свет от фар постепенно стал появляться. Выбрались, но напряжение пережили колоссальное.
- И так каждый день?
- Количество мероприятий на базе агитпоезда проводилось просто огромное. Сейчас, когда вспоминаю, сама диву даюсь, как удалось всё это осилить. Это была работа с самого раннего утра и часов до десяти, а то и одиннадцати вечера. И в один день могло быть по три-четыре концерта, причём в разных местах. Сама же я на них выступала ещё и в роли ведущей. Кроме того, на мне было и планирование всего этого, нужно было встречаться и договариваться с инструкторами горкомов и обкомов комсомола, заведующими отделами культуры. Это была огромнейшая работа.
За туманом и за запахом тайги
- В таких случаях принято спрашивать: ни о чём не жалеете?
- Молодым всё нипочём. Имею в виду всякого рода неудобства и трудности. Как однажды, когда наш поезд стоял под Тындой и мне нужно было туда в отдел культуры попасть, а рельсы к городу ещё не проложили. Так вот, я отправилась туда пешком: сама, за пять километров, да ещё и в 50-градусный мороз. И ничего, нормально - и туда дошла, и обратно вернулась. Да, таких случаев хватало, когда почти на грани оказывалась и было непросто или не по себе. Так в один из дней проснулась и чувствую, что не могу голову поднять. Не пойму, в чём дело: дёргаю-дёргаю головой и всё никак... Оказалось, что за ночь волосы к стенке примёрзли. Ну это так - мелочи...
Нет, не жалею ни о чём. Сама работа была по душе. А потом, было просто интересно в этом агитпоезде проехать всю Сибирь вплоть до Тихого океана, при этом ещё и осознавать свою причастность к грандиозному событию, где ты всё видишь своими глазами. Была романтика.
- А всё ли так красиво было, как писали о стройке советские газеты? Ну там ударный труд, самоотверженность и т.д...
- Это был, действительно, подвиг. Люди, в основном молодёжь, работали в очень трудных условиях. Условия жизни тоже были непростые: палатки, отсутствие элементарных удобств и так далее. Это уже со временем там в этом плане что-то и как-то стало налаживаться, а в середине 1970-х... Да, это был ударный труд на благо Родины. Всё правильно газеты писали. Абсолютно. Это были не пустые слова. Люди сознательно себя отдавали этому, строили самоотверженно, старались... У всех было такое настроение.
- Ну и заработок, наверное, привлекал?
- Нет, думаю, что прежде всего людьми руководили чувства патриотические. Это была такая политика. Это был комсомол. Идеология была очень влиятельна и реально работала. Считалось, что если ты комсомолец, то должен соответствовать этому. И люди стремились к этому на самом деле, причём не только на строительстве БАМа.