В одном из центров образования Тулы носят хиджаб. Администрация учебного заведения не видит в этом ни нарушения внутренних правил распорядка, ни проблемы как таковой. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
«Как вы нас нашли?»
В центре образования № 29 по адресу ул. Металлургов, 2, как минимум одна из учениц 6-го класса ходит в школу в головном уборе — платке, напоминающем элемент религиозной одежды мусульманок — хиджаб. Этот факт настораживает родителей других детей. Тем более, что правилами внутреннего распорядка центра образования, в частности, запрещается:
- приходить в ЦО в одежде, не соответствующей установленным в ЦО требованиям;
- демонстрировать принадлежность к политическим партиям, религиозным течениям, неформальным объединениям, фанатским клубам;
- осуществлять пропаганду политических, религиозных идей;
- находиться в здании ЦО в верхней одежде и (или) головных уборах...
На одном из фото, выложенном в аккаунте учебного в соцсети, девочка-подросток вместе с другими ученицами стоит в покрывающем голову и плечи платке рядом с директором центра образования Ильёй Кошкиным, заместителем директора по воспитательной работе Ольгой Киселёвой и учителем музыки и географии Надеждой Звычайной.

Мы связались с заместителем директора ЦО по учебно-воспитательной работе Натальей Хилько. Сначала она заговорила про присущую российскому государству и обществу «толерантность», потом удивилась, где редакция нашла правила внутреннего распорядка ЦО (они размещены на сайте ЦО), затем поинтересовалась, откуда у журналистов её номер телефона (он тоже размещён на сайте ЦО).
А вот нормы, прописанные в правилах распорядка, замдиректора обсуждать оказалась не готова, сославшись на неполадки с интернетом. Странно, что они не лежат у неё на столе в бумажном виде. Мы любезно отправили ей документ в электронном виде на электронную же почту. Наталья Хилько пообещала через полчаса выйти на связь и прокомментировать ситуацию. Однако, ни в условленное время, ни позднее, не позвонила и не ответила на звонок с нашей стороны. В министерстве образования Тульской области, где наша редакция запросила комментарий свыше двух недель назад, на момент сдачи номера в печать тоже не ответили, позднее переадресовав в правительство региона.
«Запрет отсутствует»
Директор ЦО № 29, учитель истории и права по образованию, а к тому же известный тульский краевед и автор книг по этой тематике Илья Кошкин так объяснил ситуацию:
«В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012 и в иных нормативных документах федерального и регионального уровня в сфере образовании отсутствует запрет на ношение хиджаба в школе. Хиджаб относится к национальному элементу одежды для девочек и женщин. Вопросы школьной одежды относятся к компетенции образовательного учреждения. В Уставе учреждения и Правилах внутреннего распорядка МБОУ ЦО № 29 запрет на ношение хиджаба отсутствует. Основным видом деятельности учреждения является образовательная деятельность. МБОУ ЦО № 29 в соответствии с государственной политикой обеспечивает детям и подросткам из семей различных национальностей равный доступ к получению образования».
Тем самым, руководитель учебного заведения фактически санкционировал ношение в школе хиджаба. Тот факт, что эти самые правила запрещают нахождение в школе в головном уборе, директор оставил без комментариев.
Да, в Туле пока такие случаи единичны. Но они есть. И не только в ЦО № 29. В одной из школ того же района хиджаб носит восьмиклассница — уроженка одной из среднеазиатских республик. Директор на условиях анонимности признал этот факт, но подчеркнул: девочке разрешили так ходить на уроки до того, как он заступил на должность. Она отличница, более того, сама делает внушения своим соплеменникам, которые недостойно ведут себя в школе. При этом директор подчеркнул: заставлять ученицу снять религиозный платок он не будет.
И вот ведь какое дело: во внутренних документах этого центра образования запретов, аналогичных тем, что прописаны в правилах ЦО № 29, нет. Там много чего прописано, к примеру, каким может и не может быть макияж/маникюр у старшеклассниц. Но вот про элементы одежды, аксессуары и атрибуты, демонстрирующие принадлежность к религиозным, политическим, фанатским и неформальным объединениям — ни слова. Поэтому тот, кто думает, что школьные локальные акты написаны, как под копирку, жестоко ошибается. Впрочем, базовые требования к внешнему виду школьников прописаны в приказе министерства образования в области. И этот документ не оставляет поля для манёвра любителям отступать от правил и норм.
Позиция государства
Как ответили на запрос tula.aif.ru в отделе пресс-службы департамента по информационной политике министерства массовых коммуникаций Тульской области, Российская Федерация — светское государство, а единые требования к одежде обучающихся преследуют ряд целей, в том числе цель устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися. Требования к одежде обучающихся закреплены в нормативных правовых документах различного уровня.

На региональном уровне приказом министерства образования Тульской области от 15.08.2014 № 775 утверждены типовые требования к одежде обучающихся государственных и муниципальных организаций начального общего, основного общего и среднего общего образования. Пунктом 8 этого документа установлено, что внешний вид и одежда обучающихся образовательной организации должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер.
При этом окончательное решение о требованиях к внешнему виду обучающихся принимается на уровне образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими) и закрепляется в положении о правилах внутреннего распорядка обучающихся, сообщили в пресс-службе.
Но любой юрист вам скажет, что в иерархии нормативных актов приказ областного профильного министерства стоит выше любого внутришкольного документа. И последний не может противоречить «вышестоящим» правовым актам.
Не повод для противоречий
Хиджаб является элементом религиозной, а не национальной одежды. Это нам подтвердил имам-хазрат тульской мусульманской общины, член общественной палаты области и общественного совета при региональном управлении МВД Ришат Давыдов.
Он отметил, что ислам предписывает необходимость покрывать голову девочкам-подросткам, но эта норма не должна вступать в противоречие со светским характером образования в России.
Кроме того, по его мнению, хиджаб будет выделять девочку-подростка в школе среди других, что привлечёт к ней ненужное внимание и может стать поводом для насмешек и каких-то других неприятных проявлений.
А как у них?
Во многих среднеазиатских республиках бывшего СССР ношение густой окладистой бороды мужчиной или хиджаба женщиной расценивается как проявление радикального ислама. Немало случаев, когда мужчинам принудительно сбривали растительность на лице, а с женщинами проводили воспитательную работу или отказывались пропустить в те или иные заведения. Кстати, введение школьной формы в Средней Азии — один из способов мягкого запрета на тот же хиджаб, который несовместим со светским характером как государства, так и его образовательной системы. И это в странах, где подавляющее большинство населения исповедуют ислам.
Правда, приезжая в Россию, некоторые из уроженцев тамошних республик начинают считать себе свободными от подобных запретов и ограничений, даже если они прямо прописаны в тех иди иных документах. Отсутствие реакции администрации учебного заведения на подобный вызов правилам и нормам поведения в стенах школы, как минимум, вызывает недоумение. И вот вопрос: а дома, в семье, не принуждают ли этих девочек к повсеместному ношению хиджаба, нарушая тем самым их конституционное право на свободу совести и самовыражения?
Возможно, точки на i в этой ситуации расставят надзорные органы.
Но попытки размывания светского характера российской системы образования происходят не только со стороны радикального ислама. Так, ещё 15 лет назад над зданием первого исторического корпуса Толстовского университета возвысился православный крест. В пресс-службе вуза это объяснили тем, что когда-то, в бытность мужской гимназии в этом здании существовала домовая церковь во имя Александра Невского. После революции в России, как известно церковь была отделена от государства, а школа — от церкви. Храм убрали, крест сняли. До 1938 года в здании работала единая школа, потом — педагогический институт.
Мнение политика
Александр Балберов, депутат Государственной и Тульской областной дум нескольких созывов:
«У нас многонациональная и многоконфессиональная страна. Но по Конституции РФ Россия — светское государство. И религии от него отделены все — православие, ислам, буддизм, иудаизм. И я не видел, чтобы в нашем государстве формой одежды какого-либо из коренных народов был хиджаб. Значит, мы имеем дело не с национальным, а с религиозным фактором.
Пожалуйста — в воскресную православную школу девочка идёт в платочке, там это абсолютно уместно и правильно. Как и в случае с аналогичной школой для мусульман, где, вероятно, понадобится хиджаб.
Но если речь об общеобразовательном заведении, я против. Никогда это не приветствовал и поддерживать не буду.
В школе должна быть чёткая унифицированная единая форма одежды. Как это было у нас в советское время. Это выглядело и достойно, и красиво. Без хиджабов или ещё чего-то подобного».
Взгляд педагога
Валентина Мишина, в разные годы — замдиректора педколледжа, зампред комитета облдумы II созыва об социальной политике, начальник отдела опеки департамента образования области:
«Подобные проблемы сняло бы введение школьной формы. Оно нивелирует национальные, конфессиональные, социальные различия. Форма дисциплинирует и сплачивает учащихся, что наглядно подтвердил опыт советской школы».