В распоряжении редакции tula.aif.ru оказался ответ читателю от госкомпании, в доверительном управлении которой находится федеральная трасса М-4 «Дон», в том числе её 200-километровый участок, проходящий по территории Тульской области.
Заявитель хотел узнать, почему при взимании платы за проезд «коммерческие» участки дороги освещены не полностью, скоростной режим местами ограничен 90 км/ч, в местах ремонтов и на пунктах взимания платы то и дело скапливаются пробки, возникают заторы.
В ответе (имеется в распоряжении редакции) за подписью заместителя директора департамента тарифной политики и операторской деятельности госкомпании Андрея Лепихова, в частности, говорится: «Дополнительно перед вводом платности были освещены подъезды к пунктам взимания платы. В остальных случаях обязательность наличия наружного электроосвещения на платных участках автодорог не регламентируется. С целью улучшения условий проезда на автомобильной дороге проводятся работы по дополнительному обустройству участков дороги искусственным электроосвещением, так в 2021 году проведены работы по строительству линий электроосвещения общей протяжённостью 39 км, в том числе 12,8 км в Тульской области».
По нашим оценкам, общая протяжённость освещённых участков основного хода трассы «Дон» в Тульской области составляет не более 60 км из 200. По данным Счётной ппалаты РФ, ежегодные доходы госкомпании от взимания платы с российских водителей с 2015 года выросли в 6,3 раза, превысив 23 млрд руб. в 2020 году. При этом, по оценке контрольного ведомства, она не полностью выполняет свою задачу по обеспечению комфортных условий при пользовании платными дорогами.«На сегодняшний день нормы по устройству стационарного электрического освещения на автодорогах одинаковы как для платных, так и для бесплатных дорог. Считаем, что такой подход нужно менять, так как пользователи платят именно за комфорт и удобства, которые должны предоставлять платные дороги. Соответствующее предложение подготовлено в правительство», - озвучил в феврале аудитор Валерий Богомолов рекомендацию контрольного ведомства.
При этом в соответствии с ГОСТом освещение предусматривается на дорогах I категории с расчётной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более. В конце ноября прошлого года госкомпания рапортовала: по трассе М-4 «Дон» в 2021-м году в сутки проезжало 25 тыс. автомобилей. А в связи с закрытием целого ряда аэропортов юга, в том числе - в Воронеже, Ростове-на-Дону, Анапе, Геленджике и Симферополе - на фоне дефицита и дороговизны ж/д билетов многие едут на отдых на автомобиле по трассе «Дон». Поэтому интенсивность движения на ней стала ещё выше, однако, в госкомпании выполнять ГОСТ не торопятся. Более того, бывает и так, что на платных участках освещение есть, но оно, по непонятным причинам, не включается в тёмное время суток.
Не лучшим образом обстоит дело со скоростными участками. Протяжённость участков с повышенным скоростным режимом, согласно ответу, предоставленному нашим читателем, на всей автодороге М-4 составляет 338,15 км, где максимальная разрешенная скорость установлена до 110 км/ч, в том числе в Тульской области: км 170 - км 193, км 225 - км 260, км 296 - км 321, то есть всего - 83 км из 200.
При этом в госкомпании считают, что «введение платы за проезд является эффективными решением привлечения внебюджетного финансирования в дорожную отрасль. В частности, использование механизмов государственно-частного партнёрства позволяет одновременно сохранить решающую роль государства в дорожных проектах и привлечь дополнительное финансирование для строительства новой и расширения существующей дорожной сети».
Однако, при строительстве и реконструкции платных дорог в России всегда используются значительные бюджетные ресурсы, по некоторым проектам их доля составляет до 2/3 и более от общих затрат. А если условно считать «бюджетными» и средства Фонда национального благосостояния, то доля частных инвестиций в платные дороги окажется совсем невелика. То есть, пользователь платных дорог отдаёт деньги за проезд многократно: выплачивая налоги, в том числе транспортный, покупая топливо, в стоимость которого «зашиты» акцизы, и отстёгивая за проезд по «коммерческим участкам».