Примерное время чтения: 12 минут
52

Приходи ж скорее! На 22 марта выпадает астрономическое начало весны

Фото Романа Солопова / Из личного архивa

22 марта Православная Церковь вспоминает страдания сорока Севастийских мучеников, римских легионеров, погибших, как и многие их современники-христиане, за отказ поклониться языческим богам. Они замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками.

Во всех древнейших месяцесловах этот праздник относился к кругу наиболее чтимых. На 22 марта нового стиля выпадает и астрономическое начало весны. До XV века с этого момента исчислялся новый год, и вплоть до XX-го в это время праздновали встречу весны.

Птицы несут весну

Как отмечает известный фольклорист Владимир Пропп, обозначать праздник словом «встреча» не совсем верно, потому что в прошлом весну не «встречали», а «кликали», «окликали», «гукали» и даже «заклинали», то есть призывали путем заклятий. Происхождение этого обряда уходит в глубокую древность. Первобытный земледелец не до конца понимал закономерности смены времен года. Полная его зависимость от природы заставляла тщательно изучать окружающий мир, примечать мельчайшие подробности случайностей природы, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Некоторые наблюдения пугали и наводили на мысль, что зима будет длиться вечно, а весна никогда не наступит. Чтобы предотвратить такое бедствие, весну призывали и пытались обрядовыми действиями вызвать её возвращение.

Начало весны люди связывали с прилётом птиц, которые в холодный период покидали свои территории. Первыми такими птичками были жаворонки. И у народа была стойкая уверенность, что именно птицы приносят весну с собой. Отголоски этого поверья сохранились в поговорках: «На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут», «На Сороки прилетают жаворонки», «На Сороки прилетает кулик из-за моря, приносит воду из неволья».

Фото: Из личного архива/Роман Солопов

Ритуальное печево

Чтобы вызвать прилёт птиц, а, следовательно, и начало весны, нужно было этот прилёт разыграть. И главным средством закликания весны в этом обряде выступали печёные жаворонки. Названий у этого печева было много, в разных местностях — своё, как и форма, а также способ приготовления. Это диалектные варианты жаворонков — «жаворёнки», «жуварёнки», «жаворяточки» и сороков — «сорки», «сорокашки», а также «кулики», «птюшки», «птушки», «чувильки», «чибрики».

Птичек в старину делали с растопыренными крыльями — изображали их летающими. Обычно в народе их пекли из ржаного теста — пресного или кислого, на закваске. Тульский исследователь старины И.П. Сахаров в сборнике «Сказания русского народа» пишет и о более изысканных вариантах: «Затейливые старушки пекут эти жаворонки с особенными вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом, голову обмазывают медом и посылают по родным, в гостинцы детям. С раннего утра торговки продают хлебные жаворонки на торгах и около церквей».

Тульские жаворонки

Этнографы музея-заповедника «Куликово поле» на рубеже XX — XXI веков записали у старожилов памятного места традиции праздновании Сороков. Выпекание птичек сохранилось на Куликовом поле и в это время, причём называли их хозяюшки с характерным устаревшим ударением на третий слог — «жаворОнками». Также была записана вариация наименования — «жаварушки». О съедобных птичках рассказывали в деревнях и посёлках Куликова поля — Журишках, Берёзовке, Епифани, Татинках, Куликовке, Починках, Красном, Краснобуйцах , Себине, Прилипках, Селезнёвке, Вишневой, Чебышах, Сабурове, Шаховском, Подмоклом, Михайловском, на Красном холме.

Повсеместно жители Куликова поля отмечали, что пекли жаворонков в виде птичек с головкой и крылышками. В Подмоклом «жаварушки» формировали так: «как ладонь... из теста делають... атрезають крылушки... крест-накрест делають... и гребешком её... глаза делають — две гарошинки... и носик делають». В Себине печёный жаворонок выглядел немного иначе: «... на голове — косички, в глаза — горошек или конопляное семя». В Прилипках и Селезнёвке вместо глаз тоже вставляли горох, а в Куликовке лепили хвост и крылья. В деревне Вишневой ритуальное печево готовили следующим образом: «Круг подрезали, заворачивали крылышки, голову вверх, хвост надрезали».

В XIX веке праздник окликания весны был преимущественно детским, но в некоторых местностях в первые десятилетия XX века сходные обряды исполнялись взрослыми. Татьяна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» пишет: «Ещё в конце ХIХ — начале ХХ века с жаворонками были связаны особые обряды: подвешивание на деревьях, привязывание на верёвочку, игра в «птичек», подбрасывание в воздух, бросание (крошение) в овсы или пшеницу (для улучшения урожайности), ритуальное «воровство» жаворонков». На Красном холме этнографам рассказывали, что «с жаворонками играли, хвастались друг другу, а потом съедали».

О жителях Одоевского уезда Тульской губернии Специалисты из Российского этнографического музея нашли такие сведения: «9 марта взрослые вместе с детьми шли с тремя только что испечёнными жаворонками в сарай, где старались их подкинуть как можно выше с особым приговором, после чего одну птичку клали на потолочную балку, другую оставляли на соломе, а третью съедали».

Её не «встречали», а «кликали», «окликали», «гукали» и даже «заклинали».

А что у соседей?

Картины празднования Сороков и встречи весны можно дополнить и сведениями по соседним с Тульской губернией областям. Так, в 1930 году земледельческий обряд в Калужском крае подробно записала М.Е. Шереметьева. С печёными птичками дети забирались на возвышенное место или залезали на деревья, сажали птичек на забор. «Влезают с «птушками» на повети, на пеледы (стенки овинов), на крыши сараев, овинов и оставляют их там; сажают их на костры (кучи дров и хвороста на усадьбах), на лозы, на ракиты, на рябины, на дубы; на плетни в садах, на яблони; жаворонков кладут также на землю, на проталинки — на холмах, курганах». А ещё на Сороки с печевом ребятня в 10-11 часов утра отправлялась гурьбой на огороды, на «зада», к гумнам, к ригам, в поле — поближе к хранилищам хлеба. Птичек нитками привязывали к шестам и ставили на огородах, ветер их раскачивал, и выглядели они парящими, а дети при этом пели песенки — веснянки.

В некоторых местах Калужской губернии, по данным Российского этнографического музея, на спину большого «жаворонка» или «кулика» сажали одного или несколько «детёнышей» — птичек поменьше. В Орловской губернии женщины и девушки выходили с «жаворонками» на улицу и закликали весну: «Весна-красна, приходи скорее». После этого птичек сажали на возвышенное место, и девушки пели: «Кулик-жаворонок прилетел на одонок».

Анна Некрылова, составитель «Русского земледельческого календаря» (1991) приводит такие данные: «Птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине, или, как в Орловской губернии, дети отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был».

Иван Шмелёв в «Лете Господнем» так вспоминал свои детские ощущения от праздника: «... Идёт весна. Прошумели скворцы над садом, — слыхал их кучер, — а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвостика».

Песни весне

Анна Некрылова утверждает, что земледелец в прошлом был уверен, что за словом прячется необычайная сила воздействия на природу и человека. Неудивительно, что в обрядовых текстах-закличках так много повелительной интонации и обращений. Владимир Пропп считал, что весенние обрядовые песенки представляют собой очень интересный и поэтический жанр русского фольклора. Они короткие — от 2 до 12 строк. Пелись, как правило, во многих концах деревни, перекликаясь друг с другом. «Наивное кликанье звучало в весеннем воздухе. Каждую отдельную формулу ребята нараспев повторяли по нескольку раз, затем делали маленькую паузу и переходили к новой песенке» — описывала исполнение веснянок М.Е. Шереметьева.

Так, маленькие орловчане на Сороки кричали:

Уж вы, кулички-жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся.

Весна-красна, на чём пришла?

— На сошечке, на бороночке,

На лошадиной голове,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку,

На пшеничном зернышку-у-у!

На Рязанщине у деток с жаворонками, надетыми на вилы, проходили заклички лета в поле:

Жаворонок,

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето!

На тебе сани,

А нам телегу!

А девушки рязанские шли с печёными птичками на гумна, где пели что есть силы, как можно громче:

Лето, лето, вылазь из подклета!

А ты, зима, иди туда —

С сугробами высокими,

С сосульками с морозными,

С санями, с подсанками!

А ты, лето, иди сюда, -

С сохой, с бороной,

С кобылой вороной!

Лето тёплое, хлебородное!

В большинстве этнографических сведений, жаворонков после обряда съедали, но могли и оставлять до будущего года. Их расставляли в садах, домах и других местах, веря, что от них придёт благополучие.

Жаворонки в православной традиции

Церковь не внесла день весеннего равноденствия в свой календарь, но дала возможность народным традициям обрести новый христианский смысл. Булочки в виде жаворонков стали символом сорока Севастийских мучеников. По одной версии, они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой — песнь птичек возносит Богу их молитву.

Фото: Из личного архива/Роман Солопов

Готовим жаворонков в Туле

С 17 марта по 11 апреля в филиале музея-заповедника «Куликово поле» — Пространстве «Археология» — время жаворонков. На одноименном кулинарном мастер-классе из цикла «Куликовское печево» ( можно научиться формировать булочки в форме птичек, а в ожидании готового блюда поиграть в народные игры, узнать о птицах Куликова поля и традициях встречи весны на Тульской земле.

По материалам этнографических отчетов специалистов Государственного музея-заповедника «Куликово поле» 1998-2000 годов, исследований Российского этнографического музея.

Также использованы источники:

  • Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991.
  • Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. — М., 2000.
  • Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. — Тула, 2000.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах