Коронавирус пришёл в нашу страну как раз в то время, когда разные религиозные конфессии должны были отмечать свои главные праздники в году.
Среди них – еврейский Песах – праздник свободы духа человека. Он знаменует исход древнейшего народа из египетского рабства. Об истории Песаха, его традициях и дне сегодняшнем рассказывают председатели двух еврейских обществ в Туле.
Песах празднуют 8 дней.
Претило рабство
После 210 лет пребывания в египетском рабстве миллионы евреев обратились к Всевышнему с мольбой о помощи. Всевышний откликнулся и вывел их из Египта. Этому событию посвящён праздник Песах, который и сейчас занимает центральное место в жизни еврейского народа.
В этом году он начнётся с ночи 8 апреля и продлится до 16 апреля. Песах празднуют 8 дней. При восходе первой звезды каждая семья сядет за стол, на котором на традиционной кеаре будут лежать маца, бейца, марор, зроа, карпас, хазерет и харосет. Что означают таинственные яства?
История и символика
«Все еврейские праздники символичны. Песах – лучшее тому подтверждение. За праздничным столом мы как бы воссоздаём картины прошлого, читаем историю исхода, таким образом, визуально передаём информацию последующим поколениям, – рассказывает Председатель РО «Иудейское религиозное общество г. Тулы» Григорий Саневич. – Перед выходом из Египта, евреи принесли в жертву ягнёнка и съели его вместе с горькой зеленью и мацой. Песах относит нас к событиям тех лет. Как будто мы сидим в тот момент, едим и ощущаем себя людьми, которые должны стать свободными. Здесь свобода воспринимается двояко – не только внешняя, но и свобода духа. Всевышний нами руководит, и мы должны быть внутренне свободными, чтобы исполнять его заповеди. Пасхальный вечер под названием Седер, когда вся семья собирается за столом, заменяет нам ритуал, традицию принесения жертв».
На кеаре (пасхальном блюде) в три слоя укладывают листы маци (заменяет хлеб), сверху помещают бейца (варёное яйцо), зроа (кусочек жареного куриного мяса, как память о первом жертвоприношении), горькую зелень марор в знак горькой жизни евреев в Египте, ещё смесь из тёртых фруктов с орехами харосет, как символ глины для кирпичей, из которой евреи строили египтянам дома, и карпас – кусочек луковицы или очищенного картофеля.
Все эти кушанья символичны и необычны для восприятия. Главное, чтобы дети на это обратили внимание и задали вопросы: в чём смысл ингредиентов на столе. Ведущий Седера ответит на вопросы и перескажет историю. Передать накопленную мудрость молодёжи – одна из главнейших задач. А потом пасхальный вечер перерастёт в обычную трапезу с праздничными блюдами. Обычно подают фаршированную рыбу и другие коронные яства хозяйки дома.
Песах сопровождается особыми молитвами, которые придают ему торжественность. Среди прочего есть и песни, которые исполняют дети...
Но мы забегаем вперёд. А начинается процесс с подготовки к празднику. И главный элемент здесь – избавление от квасного. Под ним подразумеваются мучные и кондитерские изделия из пяти злаков – пшеница, рожь, ячмень, овёс и полба. Этот «хамец» строго запрещён и должен быть уничтожен перед празднествами. Существует целый ритуал поиска квасного.
Общей пищей для всех евреев на Пасху является маца. Она тоже состоит из муки и воды, но хлебом это не назовёшь, потому что время контакта составляющих не превышает 18 минут. Это – одна из заповедей Торы. Муку быстро смешивают с водой, мнут и помещают в печь. Получаются своеобразные листы.
Как боролись с системой
В 60–70-е годы XX века в Туле были люди, которые специально занимались выпеканием мацы, но подпольно. Потому что тот период вообще был временем атеизма, а кроме того, подобная деятельность подпадала под предпринимательство, которое строго запрещалось. Мама Григория Саневича, Фаина Перецевна, молодой девушкой приехала из Украины в Тулу и тщетно пыталась найти мацу на Пасху. Незнакомым людям старались не продавать. Мама заговорила на идиш и … приобрела желаемое. А позже габай тогдашней тульской синагоги Макс Зукин начал скрытно привозить мацу из Москвы. Такова была своеобразная борьба людей и системы.
Ещё на Песах принято пить четыре бокала вина, но с этим проще, потому что человек мог сам его приготовить. В крайнем случае, сделать сок или компот. Покупать вино в обычном магазине возбраняется, потому что оно должно быть кашерным, т.е. приготовленным евреем по специальной технологии.
Впервые почти за 30 лет мы работаем удалённо.
…В разные периоды в Туле функционировало до четырёх молельных домов. Наибольшие свободы, по сведениям старожилов, были до Октябрьской революции, в начале XX века. В то время здесь жило 3500 евреев. От всей численности населения города – 3,5%. Сейчас, по словам Саневича, их значительно меньше, да и связь с исконными корнями многие растеряли за годы атеизма.
«В 1996 году Фаина Саневич создала в Туле благотворительный еврейский центр «ХАСДЭЙ НЭШАМА». Позже было построено новое здание на ул. Свободы,41, которое вместе с переехавшим центром объединило синагогу, кошерную кухню, еврейскую школу, дом престарелых и многое другое, – рассказывает Григорий Анатольевич. – Обычно на первый день Песаха мы устраивали общественный Седер, когда собирали по возможности всю общину. Коронавирус сделал так, что впервые почти за 30 лет мы работаем удалённо. Несмотря ни на что, мы соберёмся в своих домах и отметим торжество с семьями. Сейчас нужно беречь здоровье людей, особенно пожилых, которых много в синагоге. У нас заранее припасена маца, виноградный сок и другие продукты для Песаха. А с помощью средств связи наш раввин Ариэль провёл общественные уроки, посвящённые подготовке к празднику».
Сила традиций
Традиции горских евреев – ещё одна сторона еврейского мира.
«Мой прапрапрадед со стороны матери раби Шамаил бен Мухоил был главным раввином Варташена (сейчас город Огуз). Он – один из немногих горских евреев, кто получил в Иерусалиме высшее духовное образование, – рассказывает Председатель религиозной организации ортодоксального иудаизма «Еврейская община г. Тулы» Ерухом Шальмиев. – Впоследствии семья переехала в Баку. В советское время город был столицей Азербайджанской ССР. Но, несмотря на это, строгих запретов на отправление религиозных культов никто не помнит. Поэтому Песах мы отмечали с соблюдением всех канонов.
В памяти всплывает картина, как я, маленький мальчик в окружении огромной семьи, с нетерпением жду начала праздника. Помню большую квартиру брата бабушки, дяди Рафаэля, в еврейском квартале Баку, куда он приглашал родных. У бабушки было 5 дочерей и 17 внуков плюс семья самого дяди, да ещё соседи. Несколько десятков человек получалось.
Перед торжеством дом чисто мыли, даже кашеровали паяльной лампой, чистили ковры и паласы, стирали одежду, всю посуду и утварь опускали в кипяток. В жилище перед священными днями должна царить стерильность, и – ничего квасного, запрещённого, просто ни крошки. Перед Песахом люди очищались телесно и духовно, соблюдали суточный пост, когда совершенно нельзя пить и есть.
Вечером Седера и на следующий день обязательно читали Пасхальную Агаду. Это история исхода евреев из Египта. Из синагоги присылали мацу – традиционную пасхальную пищу. Помню, что в 70-е годы прошлого века синагога работала в Баку. На праздник детям обязательно раздавали деньги или подарки. Кроме традиционных, в качестве праздничных блюд стол украшал плов и долма (мясо в виноградных листьях). В памяти из детства сохранилась атмосфера чего-то торжественного, таинственного и объединяющего.
После того, как дядя уехал в Израиль, традицию собирать родню продолжила бабушкина сестра, а потом и моя мама. Она приглашала моих двоюродных братьев и сестёр.
В человеке всё закладывается с детства, в том числе религиозность, тяга к традициям и корням своего народа. Со временем я возглавил центр еврейской общины на улице Ленина, 12. За прошедшие годы здесь создано более 30 программ для детей и молодёжи, организована работа с пожилыми людьми. В этом году нашей общине исполняется 20 лет, жаль, что юбилейные торжества придётся отложить из-за карантина по коронавирусу в стране…»
Председатели обеих общин подчеркнули, что на каждый еврейский праздник получают поздравления от губернатора Тульской области Алексея Дюмина, чего в другие времена не случалось. Не сомневаются, что внимание власти, ставшее доброй традицией, сохранится и впредь.