«Подводная лодка» и уж на живца. Истории тульских рыбаков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. "АиФ в Туле" 08/07/2020
Юлия Богомолова / АиФ

Заядлые рыбаки готовы ехать за тысячи километров, в другие регионы, деревни, посёлки... Но чего ни сделаешь ради хорошего улова – и рано встанешь, и далеко поедешь, и на снасти денег не пожалеешь. Забавными случаями, приключениями и своими необычными уловами поделились наши читатели.

«Перезагрузка»

«Встаём рано, не высыпаемся, приезжаем поздно, жёны ругаются, вот такоё оно, наше хобби, – говорит Михаил. – Случаи на рыбалке бывают разные. Один раз товарищи ловили карпа, не включили на катушке байтранер, и сазан потащил спиннинг по реке, мы за ним, с телефонами, кошельками, документами, ключами… Смешно было всем, кроме тех, кто нырял. Потом сушили деньги, мобильные. На рыбалке в Астраханской области у ребят сом огромный прицепился, а лодка не очень большая, вот он их с утра до ночи катал по реке туда-сюда. Вытащить эту «подводную лодку» они так и не смогли, ушёл под коряжник. Что касается улова, и сомики попадались кило на 15, и щучки приличные, жерех добротный. Вообще на рыбалке устаёшь сильнее, чем на работе, но для меня это как перезагрузка, с природы возвращаешься – словно заново родился. А какие красивые места у нас есть…»

Чайка, уж и рак

«Не вспомню, в каком году это было, но зато впечатления от поездки в Астраханскую область на рыбалку остались на всю жизнь, – рассказывает Юлия Викторова. – Родители впервые взяли меня с собой так далеко и так надолго на рыбалку, купили мне высокие резиновые сапоги, удочку… В тех краях, помимо рыбы, много змей и разных пауков. Приехали на берег Волги, всё разложили, поставили палатку. Я в шлёпках побежала к реке, она в том месте не такая широкая, но всё же дух захватывало. Мама, завидев моё направление, крикнула, чтобы я надела сапоги, и только она сказала про змею, как на дороге передо мной зашипела гадюка. Ох и напугалась же я тогда – ступор, медленно шаг назад и бегом обратно…

Глядя на мои печальные глаза, папа предложил попробовать на живца.

Тогда в рыбалке я была несильна, папа на блесну ловил, заходя в воду, мама тоже, а я на эту кроху-удочку – с бережка. Краснопёрка и буффало – всё, что попадалось мне в первые дни, в то время как родители и щуку ловили, и судака... Глядя на мои печальные глаза, папа предложил попробовать на живца. Вот тут и начались приключения. Первый мой улов – рак, зацепившийся за маленькую рыбку. Потом на живца попался и уж, заглотивший рыбёху вместе с крючком. Пришлось его долго трясти, чтобы он её выплюнул. Ну а чуть позже на оставленную на берегу удочку попалась и чайка. Еле достали крючок, чтобы не покалечить птицу. Таких впечатлений от поездки на рыбалку у меня больше не было».

Сто крючков за карасей

«Есть один прудик, полюбился, хотя предпочитаю ловить больше на реке: там и рыбы много и, так сказать, другой ассортимент, – говорит Александр Новосёлков. – Есть в этом водоёме романтичность и умиротворение, он небольшой, неглубокий, может метра четыре или чуть больше, вокруг лес, нет людей, а к вечеру можно наслаждаться перекличкой лягушек и пением пернатых.

Последние три года часто стал туда ездить – просто отдохнуть душой, побыть наедине с природой, с собой, ну и не оставляю надежды поймать что-то крупное. Только в этом месте у меня вечная проблема, камыши, коряги, высокие ветки – причины бесконечных зацепов. Уже крючков сто оставил. Но оттуда всегда с уловом, карасиков много, клюют хорошо. Они мелкие, да сладкие. А самый большой улов у нас всегда в Орловской области. Мы с друзьями в выходные ездим частенько, там я щуку на три кило вытащил, жерех почти четырёхкилограммовый попался, ну а мелочь выпускаем всегда. Вот там приключений у нас хватает – то рыба неподъёмная и ты уже вместе с удочкой в воде, то хвостом от щуки по лицу получишь, то телефон утопишь. А лет пять назад решили на серединку заплыть, не заметили, что у лодки дно треснуло – то ли от времени, то ли зацепились где. Вода быстро прибывала, решили ногами выбить дыру и в итоге использовали как надувной круг. Хорошо спиннинги не побросали. Как это выглядело, сложно описать словами, такое нужно видеть. Ребята на берегу хохотали, пока мы пытались прибиться к берегу».

Привет, черепаха!

«Я вообще рыбалкой брежу, – рассказывает Татьяна Мельник. – Когда бываем на родине, мы с дочерью обязательно ходим порыбачить. Год назад, ещё до замужества, мы жили на побережье Азовского моря. Дочь рыбу не ест, но любит ловить, а я – и то, и другое. Собственно говоря, это ребёнок увлёк меня рыбалкой. Обычно ловим в речке Кальмиус карасей, американских окуней, краснопëрку, попадаются на крючок и раки, но они часто срываются, как только начинаешь поднимать удочку. А бывают и очень неожиданные уловы: как-то на мою старую бамбуковую удочку клюнула черепаха. Сняли с крючка, и дочь отпустила её в камыши. А вообще самое прекрасное, в этом занятии – это отдых душевный, лично я релаксирую, приходит такое умиротворение и удовлетворение – словами не передать».

Фото: Из личного архива

«На рыбалку последние лед двадцать мы с компанией ездили в Астраханскую область, – говорит Марина Смольнова. – Невероятная природа, невероятные уловы. Месяц на дикой природе. Вообще там удивительные места. Но без приключений не бывает. Плыли мы на лодке, почувствовали подъём и давление, кто-то снизу так дал по дну, что мы все втроём оказались в воде. Для нас загадка, но так как там много крупной рыбы водится, склоняемся, что это был огромный сом. А буквально через пару дней остались без удочек и палаток. Нас настиг штормовой ветер, небо резко почернело, словно день сменила ночь, видимо, с Каспийского моря принесло. Летало всё. Палатки все поломались, одну унесло, мы так её и не нашли. Удочки разломило на несколько частей, вещи, что сушились на верёвке между двух деревьев, унесло в реку, так они и уплыли. Зато прилетели чужие кофточки и штаны. Лодку надувную вообще еле успели привязать, а то бы и её унесло в неизвестном направлении. Сами держались – кто за что мог. Даже машину сорвало с места. Сказать, что это было страшно, – ничего не сказать. Зато когда всё закончилось и мы пришли в себя, смеялись до упаду. Особенно вспоминался наш друг Димка, который вцепился руками и ногами в дерево и кричал «деревцо, держись, деревцо, держи меня». В тот раз мы вернулись практически без рыбы, но счастливые, что никто не пострадал».

Когда и где ловить лучше?

Кстати, у всех рыбаков есть свои секретные места, о которых они никому не расскажут. Да и на что ловят, тоже остаётся тайной, у каждого есть свои примочки. А вот когда и где лучше всего рыбачить, это пожалуйста. Большинство утверждает, что ловля хорошо идёт ранним утром или ближе к вечеру. На сильной жаре рыбалка, скорее всего, сведётся к нулю, так как рыба становится менее активной и уходит на глубину. Ловить её лучше в чистых реках и как можно дальше от городов.

Если в дикой природе совсем не получается с рыбалкой, можно съездить на частные пруды, там всегда поймаешь рыбку. Цена такой рыбалки колеблется от 400 до 2000 рублей, в эту стоимость входит улов до пяти кило. За больший вес придётся доплачивать.

«Был на платном водоёме, улов составил чуть больше пяти килограммов. Было очень много обрывов, рядом со мной сидели два человека, у них аналогичная ситуация: клёв есть, но много сходов. При этом один из них умудрился достать карпа килограмма на три. Правда, погодка подкачала, пошёл дождь. Очевидно, надо менять снасти, ждать хорошую погоду и приезжать в следующий раз, всё-таки тоже хочется достать увесистого карпа», – рассказывает Алексей.

Помни, рыбак!

Отправляясь на рыбную ловлю, не забывайте о законодательстве. Норма улова на одного человека за сутки – пять килограммов. Максимальный вес рыбы, вывезенной с водоёма, не может превышать двух суточных норм. Как это понимать? Если вы, к примеру, рыбачите пять суток, то можете взять только 10 кг. Если вы поймали рыбу более 5 кг, то должны либо взять эту и прекратить ловлю, либо отпустить её и рыбачить дальше. За незаконную рыбалку предусмотрена административная ответственность в виде штрафов от 500 до 300 тысяч рублей.

Справка
В Тульской области протекают реки Дон, Осётр, Ока, Проня, Вашана, Красивая Меча и другие, есть водохранилища – Черепетское, Щёкинское, Пронское, Любовское, много прудов и озёр. Водятся жерех, голавль, сом, щука, судак, окунь, налим, сазан, карп, плотва, лещ, густера, карась, уклейка и другая рыба.