С 29 января по 16 февраля идёт китайский Новый год. 2025 год — по восточному гороскопу Год Зеленой Деревянной Змеи. И хоть для многих из нас этот праздник далёк, сотрудники музея-заповедника «Куликово поле» задумались, присутствует ли она в их коллекции и нашли раритеты, несущие символизм образа змеи, проходящий сквозь века и культуры, связанный с Куликовской битвой.
Амулеты-змеевики
200 лет назад на Куликовом поле первыми исследователями — местными крестьянами, владельцами имений и любителями старины - найдены амулеты-змеевики. Это украшение в виде двусторонней подвески-медальона или двух створок с каноническим христианским изображением Христа, Богоматери или святых на одной стороне и нехристианским змеевидным мотивом — на другой. Последний представляет собой изображение человеческой головы или фигуры, окруженной змеями. И имя этого образа хорошо известно — Медуза Горгона.
Образ Медузы Горгоны присутствовал на древнерусских амулетах-змеевиках вплоть до XV-XVI веков. Исследователи Т.В. Николаева и А.В. Чернецов в своей монографии, посвященной этим реликвиям, трактуют сочетание канонических иконографических мотивов с нехристианскими как проявление «бытового православия» — смешения христианства и народных верований, получившего название «двоеверия». Ученые считают, что древнерусские медальоны-змеевики имеют византийское происхождение — греческие надписи показывают, что изначально их делали греческие мастера, а повторять с ошибками могли уже наши.

Сколько реликвий с изображениями Медузы Горгоны происходят с Поля битвы — неизвестно. В личной или деловой переписке, в публикациях в журналах начала XIX века о подобных украшениях писали помещик Куликова поля Степан Дмитриевич Нечаев, президент Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств Алексей Николаевич Оленин, археограф и историк Константин Федорович Калайдович. Благодаря статьям в журналах сохранились прорисовки амулетов — они опубликованы в каталоге реликвий Куликовской битвы «Следы великого сражения». Оригиналы, к величайшему сожалению, утеряны в годы Революции.
Исследователи установили, что на створках амулетов-змеевиков, принадлежавших воинам Дмитрия Донского, были изображены великомученик Феодор Стратилат, целители Козьма и Дамиан, мученик Никита Бесогон. Историк Л.В. Даль считал, что на змеевиках изображен не змееборец, а воин, и медальон считал благословением на войну. Так, Федор Стратилат — покровитель воинства — изображен в рост, в доспехах, с копьем и щитом в руках.

Оборотную сторону прорисованных в публикациях амулетов-змеевиков можно легко представить по другим экземплярам из раскопок древнерусских памятников. Один из авторов каталога «Следы великого сражения» кандидат исторических наук, заместитель директора музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Наумов приводит интерпретацию В.Г. Пуцко: «На другой створке должно было находиться изображение женской головы, окруженной змеями, как на иных известных экземплярах этого изделия, датированных XIII–XIV веками и условно локализуемых Новгородом».
На основе пропавших в годы Революции, но все же введенных в научный оборот предметов, современные реконструкторы изготовили копии артефактов для музея-заповедника «Куликово поле».

Нарушник со змеями
Вышивальщица рушника первой половины XX века из коллекции музея-заповедника «Куликово поля» выбрала сюжет со змеями. Накрюшник из деревни Болотово Белёвского района Тульской области предназначался как украшение в избе, отсюда и его название — в праздничный день его вывешивали на крюк в стене. На двух концах этого домотканого полотенца крестиком нитями красного и черного цветов вышиты два крылатых змея, поддерживающие мировое древо. Над ними — цепочка из пяти петухов, вокруг еще — 12 зооморфных фигурок, символизирующих различных животных, птиц, насекомых.

Возможно, этот сюжет заимствован из более архаичного образца. Истоки можно увидеть в скандинавской мифологии, в которой мировой змей Ёрмунганд опоясывает мир людей Мидгард, сушу и воды. Знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп сравнивает со змеей дракона, которого также можно увидеть в существах на вышивке. Все мы помним главного злодея сказок и былин — крылатого огнедышущего Змея Горыныча с тремя, шестью или даже девятью головами, которые рубить — не перерубить. Он жил в пещерах и охранял богатства, похищал прекрасных царевен и только настоящий богатырь мог спасти Русскую землю от этой страшной напасти. Змей Горыныч — герой средневековый. Некоторые исследователи славянских былин полагают, что под его собирательным образом прячутся несметные полчища ордынцев или других кочевников.
В мифах разных культур не все змеи-драконы злые. Изначально они охраняли воду — причем в китайских преданиях — еще и в воздушном пространстве, а в африканском — проснувшаяся весной змея, посылала воду на Землю, чем обеспечивала плодородие. У славян бытовало представление о домовой змее-покровительнице, которая оберегала, приносила благополучие и достаток, была покровительницей земельных наделов.
Связь змеи с демоническими персонажами тоже глубокая — славяне относили пресмыкающееся к большой группе гадов. Она сближала человека и с подземными миром — миром предков. Двуликость природы змеи и в другом неоднозначна — она и ядовита, а соответственно — опасна, и в то же время целебна своим оружием, и еще, вращаясь в темном царстве, обладает важными знаниями. «Помощь и защиту от злых духов, связь с ушедшими поколениями — возможно, эти смыслы заложила вышивальщица тульского накрюшника в свое произведение или просто переносила рисунок как интересную картинку» — считает автор выставки о рушниках, специалист экспозиционно-выставочного отдела Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Елена Гончарова.
Адам и Ева
Хрупкий мир Рая за секунду до грехопадения — вот-вот Ева сорвет запретный плод с Древа познания добра и зла под искусные увещевания Змея — отразил на гравюре 1983 года заслуженный художник России, иллюстратор, график Мюд Мариевич Мечев.

Ещё один предмет из музейного собрания обращает к символизму библейского мотива — открытка начала XX века с репродукцией картины Франца фон Штука (Franz von Stuck) «Смертный грех». Немецкий живописец творил в сложное время и его картины впитали духовное состояние общества, живущего в условиях Первой мировой войны, Революции, упадке европейских ценностей и социальных трансформаций... Грех фон Штук явил в обнаженной женщине — ее тело обвивает гигантская змея. Мрачное, опасное и мощное напряжение образа художник передает как в цветовой гамме, так и в деталях, оно усиливается на контрасте — белого женского мягкого тела и черной упругой смертоносной змеиной плоти. Демоническое существо, подчинившее себе человека, смотрит стальным взглядом в душу зрителя, будто задает вопрос «Согрешишь?»

«Чудо Георгия о змие»
В коллекции музея-заповедника «Куликово поле» несколько иконографических сюжетов, иллюстрирующих предание о явлении святого великомученика Георгия и спасении им невинной девушки. Зверь держал в страхе жителей целой страны, к нему по велению царя приводили красивых девушек для жертвоприношения, и одну из них воин-христианин спас, поразив копьем чудище, тем самым положив конец языческой традиции.
В 2025 году музей-заповедник выпустит коллекцию брошюр о небесных покровителях русского воинства. В одной из глав представлена история христианских подвигов святого Георгия и традиция его прославления. Иллюстрациями к тексту выступают предметы из фондов музея-заповедника. К одному из них мы и обратимся.

Икона XIX века «Великомученик Георгий Победоносец» демонстрирует композицию «Чудо Георгия о змие». На переднем плане изображен святой на белом коне, пронзающий копьем гада, показавшегося из пещеры. Змей с зеленым телом пригнулся к земле. На втором плане справа — красный терем с царевной на фоне арочного проема.
Сюжет со всадником-змееборцем стал каноническим в иконографии святого великомученика Георгия Победоносца. Он украшает герб Москвы и охраняет столицу нашего государства. Святой считается покровителем благочестивых воинов и правителей, защитником обидимых и приносящим победу всем, кто идет в праведный бой — на ратном поле, в борьбе с болезнями и искушениями.
Особое почитание святого великомученика Георгия Победоносца как покровителя Москвы и защитника русских земель начинается при великом князе Дмитрии Донском. По преданию, святого Георгия видели на Куликовом поле сражавшимся на стороне русских воинов. Не случайно, щиты с изображением конного всадника-змееборца опоясывают памятник-колонну Дмитрию Донскому, установленную в 1850 году по проекту архитектора А.П. Брюллова на Красном холме Куликова поля.