Этого художника больше знают всего лишь по одному предлогу из фамилии – Кры. Но для Тулы он полноценный Крылов, Порфирий Никитич, почетный гражданин города. Равно как и для всех ценителей живописи. Произведения Крылова любят за оптимизм и радость жизни, которыми лучатся его произведения. 22 августа исполняется 120 лет со дня рождения академика Академии художеств СССР, члена знаменитого содружества Кукрыниксы Порфирия Крылова.
Рождение Кукрыниксов
Знаменитый художник Крылов родом из семьи потомственных оружейников. Отец работал токарем на патронном заводе. Дед Дмитрий Григорьевич Полосатов гравировал самовары, замки, делал насечку золотом. Порфирий Никитич вспоминал, что часами мог просиживать рядом, наблюдая за его работой.
Художественное мастерство деда стало одной из причин в выборе будущего дела на всю жизнь. А подкрепило это стремление репродукция картины Юона «Пляска свах» из журнала «Нива», которой любовался 11-летний мальчишка. В картине его особенно подкупало то обстоятельство, что она словно списана из окружающей жизни. Пройдет сравнительно немного времени, и Порфирий Крылов будет жить в одном доме с Юоном, а также со знаменитым писателем Маршаком, летчиком Чкаловым. Но для этого надо было по настоящему поверить в свою мечту. Скорее всего, с этой картиной у Крылова связаны более значимые ассоциации, чем просто схожесть с реальной тульской действительностью.
Художественное мастерство деда стало одной из причин в выборе будущего дела на всю жизнь.
Не зря ведь он особенно подчеркивал, что было ему тогда 11 лет. В тот год семья Крылов осиротела. В 1913-м в возрасте 36 лет от неудачных родов умерла мама Елизавета Дмитриевна. Потом, от скарлатины, ее младшие дети Аркадий, Дмитрий и Серафима. Осенью ушла в иной мир и бабушка. Отец Никита Захарович остался один с тремя детьми, старший из которых – Порфирий. Было ему 11. Дети тогда взрослели рано, вот и Порфирий уже в шестнадцать лет поступил на патронный кладовщиком-инструментальщиком. А по вечерам вместе с братом Алексеем ходил в художественную студию, открытую при заводе.
Опекал ее председатель завкома Александр Николаевич Босой. Это он достал для ребят оберточной бумаги, на которой можно было рисовать. Углем из березовых дров они обеспечили себя сами. Сам же Александр Николаевич еще и позировал юным художникам.
Потом появился руководитель студии – будущий знаменитый советский художник Григорий Михайлович Шегаль. Он учил детей видеть жизнь глазами художника, чувствовать ее краски.
Плакаты Кукрыниксов. К 120-летию со дня рождения художника Крылова
В 1921 году Порфирий выдержал экзамен во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), а параллельно на рабфак искусства. Во время учебы познакомился с Михаилом Куприяновым, а потом с Николаем Соколовым. Все вместе они рисовали для вузовской стенгазеты «Красный Октябрь». И очень скоро стали знаменитым содружеством художников Кукрыниксы. Ку – Куприянов, Кры – Крылов, Никс – Николай Соколов.
Вместе они работали более 60 лет. Максим Горький называл их единосущной и нераздельной троицей. Карикатуры Кукрыниксов стали одним из символов советской жизни, помогали громить врага. Во время войны Кукрыниксы вместе с Маршаком и Сергеем Михалковым приобрели на свои средства танк, который назвали «Беспощадный». На его броне художники нарисовали разорванного на куски русским снарядом Гитлера. А Маршак с Михалковым придумали к этой картинке сатирические стихи.
Как военные художники Кукрыниксы дошли до Берлина, своими глазами видели бункер Гитлера. Потом были свидетелями и летописцами Нюрнбергского процесса.
Почетный гражданин
Все это время Порфирий Никитич не терял связь с родным городом. Очень гордился званием почетного жителя Тулы. Особенно неоценима была его помощь в строительстве нынешнего здания художественного музея. Долгое время наша богатая коллекция произведений искусства хранилась в подсобках – ее негде было показывать. А в начале шестидесятых начать строительство объектов соцкультбыта стало практически нереально – все силы были брошены на жилье. Но благодаря в том числе стараниям Крылова Тула получила разрешение. И в дальнейшем Порфирий Никитич следил за ходом стройки, помогал при любых затруднениях.
Долгие годы он был председателем закупочной комиссии при музее. Ездил на переговоры, когда картину не хотели продавать. Так вдова знаменитого живописца Василия Рождественского уже отложила работы мужа для Третьяковской галереи. В Туле они бы не появились, несмотря на то, что художник родом из этого города, но Порфирий Никитич проявил весь свой талант переговорщика, чтобы Наталья Ивановна Рождественская поменяла решение.
– Мы с Сашей были в Берлине, когда он при мне эту работу начинал. Вы, Елена Павловна, надеюсь, не откажете, ведь у нас в музее сашиных работ мало, – так, рассказывают, начал Крылов разговор со вдовой Дейнеки. И она тоже сдалась.
Дарил Порфирий Крылов Туле и свои работы, а также содружества Кукрыниксов – карикатуры, знаменитые иллюстрации к лесковскому «Левше», чеховской «Даме с собачкой», картины русских и западноевропейских художников из своей коллекции.
«Пусть эти работы прививают любовь к искусству в среде моих земляков», –прокомментировал, например, он подарок, сделанный в 1961 году. Это были 43 работы из его личного собрания. В том числе картины русского бытового жанра 19 века «Пирушка дельцов» Л. Соломаткина, «Многая лета» А. Земцова, эскиз художника Н. Ге «Милостивый самаритянин», эскиз Б. Кустодиева «Пропаганист».
На выставку Кукрыниксов в Белеве в 1959 году привозили пейзажи Крылова, знаменитые картины Кукрыниксов «Конец. Последние дни гитлеровской ставки в подземелье рейхсканцелярии», «Бегство фашистов из Новгорода», «Таня» и другие. Сейчас они украшают коллекции знаменитой Третьяковки и Русского музея.
Последняя прижизненная выставка в Туле проходила в 1986 году. Порфирий Никитич уже не смог на нее приехать, прислал лишь приветственное письмо к открытию. В мае 1990 года его не стало.
Долгожданный музей
В Туле долго обещали открыть музей Крылова. Сам Порфирий Никитич тоже об этом мечтал. Желательно в Чулкове, на Замочной улице, где он родился и рос. С верой, что это когда-нибудь случится, художник ушел из жизни, завещав Туле огромное количество работ. Около трехсот он подарил еще при жизни, около шестисот получили потом от наследников.
Однако с музеем все что-то не срасталось. Последнее такое обещание дали президенту академии художеств Б. С. Угарову на открытии той самой выставки 1986 года. Однако надежд, что это когда-нибудь сбудется, все равно было мало. Тем более, очень скоро наступили времена, когда всем стало не до высокого искусства.
«Конечно, теперь не время заниматься музеями: не до жиру, быть бы живу, – как говорят в народе», – расстроено писал из Москвы домой брат художника Владимир Никитич.
Правда, еще в конце восьмидесятых вдруг будущему музею Крылова передали бывшую самоварную фабрику Козлова на улице Карла Маркса. Музейщики уже все подготовили к реставрации, распланировали, как и что будут использовать, как наступили новые времена. В 1991 году сначала одно из зданий козловской фабрики продали коммерсантам, потом и все остальные.
Потом возникла идея открыть музей в здании бывшего кинотеатра «Заря». У нее было немало противников – кому нужен еще один музей в Туле, да еще в таком отдаленном от центра месте. Им возражали, что это будет не просто музей, а культурный центр, где будет работать с детьми, заниматься просветительской деятельностью. Под эти задумки идею, наконец, реализовали. Музей Пофирия Крылова был открыт в Туле в 1997 году.