Какие виды и схемы телефонного мошенничества сегодня наиболее распространены в области и как обезопасить себя и близких от «отъёма денег», «АиФ в Туле» рассказал начальник отдела по раскрытию мошенничеств управления уголовного розыска регионального УМВД, подполковник полиции Александр Валерьевич Кучин.
Каждый день несколько туляков становятся жертвами телефонного и кибер-мошенничества, теряя от тысячи до миллиона рублей. «Средний чек» подобных финансовых потерь, по наблюдениям правоохранителей, – 10 тыс. руб.
Хит-парад ухищрений
Дмитрий Орлов, «АиФ в Туле»: Телефонное мошенничество набирает обороты. Какие его виды наиболее популярны сейчас?
Александр Кучин: В прошлом году таких случаев было больше, чем в предыдущие. И эта тенденция продолжается. Что же касается «хит-парада», то он сегодня выглядит так.
На третьем месте старый, но до сих пор популярный вид мошенничества – звонок или СМС, совершённые под предлогом разблокировки банковской карты или предотвращения списания денежных средств. Мошенник рассылает СМС с текстом о списании денежных средств или блокировке банковской карты. Указывает чаще всего виртуальный номер, начинающийся с 8-800 или 8-495. В пугающем СМС сообщается, что по этому номеру человека могут подробнее проинформировать о произошедшем. Потерпевший звонит. На другой стороне связи мошенник либо просит сообщить контрольные данные банковской карты, либо подойти к банкомату.
На втором месте – мошенничество через сайты объявлений. Тут сегодня используются самые разнообразные схемы. Злоумышленники могут выступать как в роли покупателя, так и продавца.
Мошенник-«продавец». Злоумышленник размещает на электронной доске объявлений информацию о продаже какого-либо товара, сдаче в аренду квартиры или об оказании тех или иных услуг. Затем получает за это предоплату. Естественно, что человек, после перевода денег, остаётся и без финансов, и без искомых товаров или услуг.
Мошенник-«покупатель». Всё «зеркально». Злоумышленник звонит по объявлению, размещённому на сайте. Говорит, что желает приобрести товар или снять жильё и готов внести задаток или даже сразу всю сумму. Причём в случаях, когда речь идёт об аренде квартир, мошенники очень часто представляются военнослужащими. Это хитрый психологический ход: военных воспринимают как надёжных, дисциплинированных и платёжеспособных людей. Мошенник просит у продавца контрольные данные карты, якобы для платежа. Или злоумышленник просит подойти к банкомату и выполнить ряд операций, подключая мобильный банк.
На первом месте – получившая второе рождение «помощь о помощи». Правда, теперь, вместо СМС и звонков из цикла «Помоги, положи на этот номер деньги, я потом всё объясню!» придуманы новые «технологии».
Это мошенничество со взломом страниц соцсетей. Злоумышленник оплачивает хакерам взлом страницы в соцсети или делает это сам. В последующем он рассылает друзьям из списка сообщения с просьбой занять денег. Предлоги могут быть самыми различными – заболел родственник, не хватает на срочную покупку и т. д.
Также мошенник может без всяких взломов создать в соцсети страницу или группу, позиционируемую как интернет-магазин. Впоследствии он «принимает» покупателей, получая от них денежные переводы за «покупки».
Мошенники могут также создать или купить сайт по продаже товаров, самой разнообразной тематики. У SIP-провайдера регистрируется несколько виртуальных номеров (как правило, начинаются с 8-800 и 8-495). Естественно, ни товаров, ни собственных денег покупатели никогда не увидят.
Ещё одна распространённая схема. На телефон или электронную почту приходит сообщение от неизвестного с «завлекаловкой». Например: «Посмотри, как тебя угораздило», «Помнишь?», «Не твоя ли это?» и т. п. В сообщении присутствует ссылка на некое фото. Если по ней перейти, то, вполне вероятно, с вашего счёта спишутся деньги.
Звонок из-за решётки
– И все телефонные мошенники, обманувшие туляков, «дислоцируются» в нашем регионе?
– Нет. Это могут быть люди из-за границы и из любого региона России. Злоумышленник находит в интернете код Тульской области (4872) и далее последовательно прозванивает номера в случайном порядке. «Тему беседы» мошенник выбирает, определив по голосу пол и возраст ответившего. Если это молодые люди, то, как правило, «банковские вопросы». Для пожилых у мошенников чаще всего – рассказы о мифических соцвыплатах, за которые нужно всего лишь внести небольшую госпошлину.
Ситуация осложняется тем, что мошенники научились копировать номера банков.
– Люди из каких сфер, преимущественно, занимаются этим «ремеслом»?
– В основном заключённые. Причём как отбывающие наказание, так и освободившиеся.
Например, один бывший осуждённый рассказывал нам про такое «ремесло» в самарской колонии, где он отбывал наказание. Заключённые звонили под видом сотрудников банка. Причём у них была бумага с целым алгоритмом построения разговора. Там прописано всё до мелочей: как начать разговор; как его продолжать; ключевые слова на случаи, если жертва отказывается от предлагаемых ей действий; как разговорить человека – всё досконально.
Также и ряд освободившихся осваивают это направление. Мы задерживали ранее отбывших срок грабителей, насильников и даже убийц. Тюрьма их ничему не научила, и они решили взяться за старое. При этом, они открыто говорили полицейским: «А зачем мне заморачиваться, рисковать, куда-то идти? Я могу, не выходя из дома, получить больше, чем пойду грабить в открытую».
Сейчас интернет и телефон освоили и лица цыганской народности. Конечно, и «уличное ремесло» у них сохранилось. Но они всё больше и больше «уходят» в Сеть. Там они продолжают применять «уличные схемы». Сначала – испугать человека. Но если на улице это «на тебе сглаз» или «болезнь», то в телефонном варианте – «с вашей картой что-то не так», «помогите своему родственнику» и т. д. Затем идёт предложение способа решения проблемы. Конечно же, через деньги. Только вместо «дай купюру, я её заговорю – и всё образуется» они предлагают перевести деньги или сообщить сведения о карте. И при этом та же постоянная загрузка информацией. Чтобы человек не успел осознать, что происходит, и здраво оценить ситуацию.
Чтобы выудить конфиденциальные данные, мошенники специально используют методы социальной инженерии и так называемые слова-якоря. Например, «заказ», «документы», «пароль», «срочно» и так далее.
Всё как в тумане
– Многие рассказывают, что никаких сведений о карте они не сообщали, а денег всё равно лишались. Как такое возможно? Или на пострадавших оформлялся кредит. Разве можно его получить без посещения банка?
– Сегодня такое действительно возможно. Да, солидные и серьёзные банки кредит без личного присутствия не предоставят. Но вот мелкие могут это сделать запросто – просто по номеру карты или даже по номеру телефона. Существует и ряд микрофинансовых организаций, предоставляющих займы онлайн или даже через СМС. Центробанк в 2019 году сообщал, что сегодня для того, чтобы украсть деньги, преступникам, как правило, достаточно знать только ФИО человека и номер его телефона.
Большинство карт привязано к мобильным номерам. Поэтому мошенникам, для того чтобы произвести манипуляции с вашей картой, достаточно знать только номер телефона.
Солидные и серьёзные банки кредит без личного присутствия не предоставят.
Если потерян или украден мобильный телефон, надо как можно быстрее заблокировать карту. Имея в своих руках ваш гаджет, мошенники могут запросто обчистить банковский счёт.
– Как обезопасить себя?
– Не перезванивайте на незнакомые номера, особенно если они начинаются с 8-800, 900, 495, 499. Это могут быть номера с платной тарификацией входящего звонка. Не переходите по сомнительным ссылкам. Не осуществляйте предоплаты при покупке товаров на сайтах объявлений.
Следует помнить, что служащим банков запрещено выяснять у клиентов сведения о пластиковых картах и имеющихся счетах. В подобной ситуации прервите разговор и сами перезвоните по официальному номеру банка.
Необходимо быть предельно внимательными при осуществлении различных банковских операций и при переводе денежных средств на неизвестные сотовые номера, банковские карты или расчётные счета.
Гражданам, имеющим престарелых родственников, соседей и знакомых, следует объяснить все тонкости телефонного мошенничества.Не совершайте онлайн-оплаты на неизвестных сайтах.
И о случившихся фактах или попытках противоправных действий сообщайте в полицию.