Священников и военнослужащих объединяет Служение с «большой буквы». Они не работают, а именно служат - воины защищают и оберегают нас от напастей физических, а священнослужители – пекутся о нашем душевном здравии и духовном совершенстве.
Так считает окормляющий тульских десантников военный священник, иерей Дионисий Малякин, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского.
Он мечтал стать военным, но судьба распорядилась иначе. Теперь Дионисий Малякин сопровождает десантников на учениях – как на земле, так и в воздухе. Чем его служба отличается от службы в церкви - в интервью tula.aif.ru.
Ободрить воинов
Алексей Анкин, tula.aif.ru: Отец Дионисий, почему из всех возможных послушаний вы выбрали именно капелланство?
Дионисий Малякин: Всегда мечтал стать офицером, даже поступал в военное училище. Однако Господь распорядился иначе – стал военным священником. Во время поступления в училище моя жизнь кардинально поменялась. В семье произошла трагедия, я стал ходить в храм, исповедаться и причащаться Святых Христовых Таин.
После завершения обучения в духовном учебном заведении попал по распределению в Волгоградскую епархию и, по благословению владыки Германа, митрополита Волгоградского и Камышинского, с 2010 года окормляю войска.
- Чем отличается служение военных капелланов в современной армии от служения капелланов в армии царской?
- Вся практика служения священника в армии основывается на дореволюционном опыте, так что сегодня мы лишь возвращаемся к истокам. Опыт и личный пример военных священников, прошедших русско-японскую, Первую мировую и гражданскую войны является основополагающим в моем служении.
Более того, документы и указы, регламентирующие деятельность капелланов царской армии, конечно, несколько видоизмененные, приняты и в современных вооруженных силах. Это обусловлено тем, что если раньше основным местом служения был тыл, но при министре обороны Сергее Шойгу священник получил возможность ободрять воинов и во время боевых действий, которых, к счастью, сейчас немного.
- Как военнослужащие относятся к молитве, к богослужению?
- На молитву строем в войсковой части не водят. Приходят в храм сугубо по желанию. Исповедаются и причащаются воины святых Христовых Таин исключительно добровольно.
На молитву строем в войсковой части не водят.
Для меня главное, чтобы тот, кто пришёл один раз помолиться, поставить свечу во здравие родных и близких, за упокой, вернулся сюда ещё. И чтобы здесь его душа нашла отдых, понимание и при необходимости – утешение.
Кроме воскресных и праздничных служб, мы ходим в подразделения с беседами и лекциями, рассказывая об истории православия, о духовно-нравственном воспитании воинства, о службе Отечеству.
Вместе с детишками из воскресной школы устраиваем выступления и концерты для военнослужащих и членов их семей.
- Есть ли определенный план по духовно-патриотическому воспитанию воинов?
- В соработничестве с командованием полка разработан целый ряд мероприятий, которые модернизируются и дополняются с учётом текущего положения дел или ежегодно.
В настоящее время личный состав может приходить на службы, которые совершается непосредственно для солдат и офицеров – это, в частности, молебен на начало служебной недели и благодарственный молебен в её конце.
- Теперь, как военный священник, вы сопровождаете личный состав полка на полевые учения… А доводилось ли самому десантироваться?
- Считаю, что армейский священник обязан всегда быть рядом с бойцами. И на земле, и в воздухе. Я обязан уметь делать то, что делают как солдаты, так и офицеры. Иначе никогда не найдешь общего языка со своей паствой. Конечно, священник, служащий в ВДВ, обязан уметь прыгать с парашютом. По-другому никак. И я не исключение. За спиной - семь прыжков. Будем думать об их приумножении!
- Во что вы одеваетесь, когда выезжаете в «горячие точки» или на учения?
- В такую же одежду, как и личный состав. Священник не должен отличаться от военных в целях безопасности. И знать о том, кто ты есть, должен лишь тот, к кому ты прикомандирован. Только в подразделении и во время Богослужения можно носить облачение священника, а в полевых условиях дозволяется поверх камуфляжа одевать епитрахиль и поручи.
Не навреди!
- В военной службе есть такие понятия, как тактика и стратегия. Применимы дли они в служении военного священника?
- Наша тактика и стратегия заключается в словах «не навреди!».
Надо быть честным и тогда они услышат, что ты говоришь им о вере.
Если вести бестолково занятия, не заботиться о личном составе, даже просто проходя спросить, как у них дела, то победы не видать. Самое главное - это сердечное и действенное внимание к каждому человеку.
Когда живешь с ними в одной палатке, ешь из одного котелка и даже с парашютом прыгаешь – они принимают священника, как человека, к мнению которого стоит и надо прислушаться, потому что он – боевой друг!
То есть надо быть честным и тогда они услышат, что ты говоришь им о вере, православии и, может быть, изменят свою жизнь, открыв сердце Богу.
- Как бы вы описали такое понятие, как боевой дух и что значит это понятие лично для вас?
- Боевой дух сложно описать, но он должен чувствоваться и быть виден в глазах, речах и поступках воинов. Например, когда приезжаешь к воинам на полигон, где они уже два месяца безвылазно сидят в лесу, а они не только за благословение подходят с улыбкой, но и ещё шуткой и примером личным подбадривают тех, кто в уныние впал – это самое простое проявление боевого духа. Но даже на таком примере понимаешь, что с такими воинами хоть в огонь, хоть в воду.
- В чём вы видите сложности и радости своей работы?
- Сложности только в начале общения и знакомства с молодым пополнением. И здесь главное не упустить в будущих воинах огонька возжжения или укрепления в них веры в Бога. И если так оно и есть, то, наоборот, вместо сложностей священник встречает понимание и поддержку!
Самая же главная радость для священника тогда, когда воины на глазах преображаются после таинств Исповеди и Причастия. Тогда, когда воины приходят в храм регулярно и по ним видно, что без Бога, без веры они уже не могут. А ещё радостно бывает от того, когда ты, проведя занятия и заинтересовав воинов, слышишь: «Спасибо». Понимаешь, что твой труд не напрасен.
- В части, где вы служите, православное большинство? Представители каких религий служат в десантной части, как вести себя с ними и что делать с атеистами?
- Православных большинство. Есть ещё мусульмане. Буддистов и католиков практически нет. Много атеистов, но с ними ничего делать не надо - они люди сомневающиеся.
Здесь спасает личный пример, ведь у нас не только в жизни встречают по одежке, а провожают по уму. В армии так же. Если видят, что разнятся твои слова с поступками и жизнью, то никакой веры тебе не будет и слово твое пастырское не услышат.
Иногда очень долго присматриваются. Как-то шестеро дембелей, договорившись между собой, пришли после 12 месяцев службы и приняли Таинство Крещения, а через три дня уволились в запас. Это радостно, что из атеистов они стали воинами-христианами.
- Есть ли у вас среди военных священников пример для подражания?
- Иеромонах Михаил (Руднев), являющийся не только однофамильцем командира «Варяга», но и принимавший участие в том последнем сражении во время русско-японской войны. Тогда в районе порта Чемульпо знаменитый крейсер и канонерская лодка «Кореец» противостояли целой эскадре вражеских кораблей.
Схиархимандрит Кирилл (Павлов) - участник Сталинградской битвы и Герой Советского Союза. Тот самый, под командованием которого русские солдаты в течении 58 дней держали оборону от фашистов в обычном доме в Волгограде (ранее Сталинграде). Примером служат и все современные священнослужители, с которыми довелось служить в горячих точках.
Они герои. К сожалению, не могу перечислить всех поименно, но для меня каждый военный священник, не важно, современник ли он или уже личность историческая, пример для подражания и повод для гордости!
- Как человек, знающий многое о военной службе, что бы вы хотели пожелать молодежи допризывного и призывного возрастов?
- Главное не бояться и идти в армию – это нужно для того, чтобы проверить себя и стать полноправным гражданином, мужчиной и человеком.
Главное не бояться и идти в армию.
- Что для вас счастье, счастливый ли вы человек и почему?
- Счастье для всех разное. Вот один человек, прошедший через советский ГУЛАГ, на такой же вопрос ответил: «Чтобы я не делал, а конвоя рядом нет – это счастье»!..
Говоря о себе, скажу, что всё, что просил у Бога, Господь мне дал. Цели же, которые пока являются перспективными, потихоньку тоже реализуются. Сегодня у меня есть все – семья, дети, любимая работа. Так что я счастливый человек и неустанно благодарю Господа.