6 июня в Москве, на Красной площади, прошел суперфинал конкурса «Живая классика», где выбрали лучшего русскоговорящего чтеца в мире. Полина Протопопова из Киреевска прошла в суперфинал и стала участницей.
«Не люблю незаконченную работу»
Екатерина Деменьева, tula.aif.ru: Как готовились к конкурсу?
Полина Протопопова: Мне сказали выбрать текст, сделать это оказалось непросто. Хотела читать весёлый рассказ, но педагог сказал, что нужно сменить амплуа. Классный руководитель предложил мне прочитать текст Евгения Чеширко «Дорога в рай». Текст мне понравился, начала учить. На это ушло две недели.
Я не люблю показывать незаконченную работу. Поэтому сидела одна, себе начитывала. А потом читала маме, она что-то поправляла. Перед зеркалом, конечно, тоже работала.
- Как вы оказались в этой сфере чтецов?
- Всё началось с конкурса «Живая классика». Я участвовала в нём два года назад, прошла тогда в полуфинал. Когда я там была, с нами занимались педагоги по речи, режиссёры. Я начала этим увлекаться, читала много книг про актёров. Год назад, в 9 классе, у меня появился шанс поступить в колледж Олега Табакова. Я дошла до второго тура. Но там набирают под свой театр, может, не подошло моё амплуа.
- Сейчас куда планируете поступать?
- Хочу получить стабильную специальность, собираюсь пойти в медицинский институт, а уже потом можно подумать о театральной карьере. Ведь есть многие актёры, которые сначала получали базовое образование, а потом уже для души. Но там тоже буду заниматься чтением – поеду поступать в Тулу, думаю, буду ходить там в актёрские школы.
Нельзя показать то, что ты не пережил.
- В чём основа чтецкого мастерства?
- Я думаю, должен быть эмоциональный интеллект - когда человек понимает, что он должен показать. Вообще, нельзя показать то, что ты не пережил. Поэтому, мне кажется, нужен огромный опыт, чтобы передавать разные эмоции и проживать историю. Мой конкурсный текст очень тяжёлый – про смерть. Я, когда учила, смотрела видеоролики про несчастные случаи, про то, как погибают люди из-за человеческих ошибок, невнимательности, катастроф. Это поразило меня, изменило отношение к тексту.
Переживания проходят
- В прошлом году не дошли до финала, но решили пробовать снова. Как не опустить руки после проигрыша, не решить всё бросить?
- Вы обратились не к тому человеку. Потому что я была опустошена, когда не прошла. У меня отбилось всё желание, целый месяц я была просто убита. Не могла вспоминать об этом случае без слёз. Но сейчас я думаю, что не стоит сильно зацикливаться на провалах. Переживания проходят со временем. В любом случае, это большой опыт – вот так надо воспринимать происходящее. А ещё, если не получается достигнуть одну цель, ставить себе другую. Сейчас моя цель – медицинский институт. И с обретением её та рана зажила.
- Какие у вас отношения с родителями?
- Мне никогда ничего не запрещали. Я училась не на запретах, а на своих ошибках. Родители всегда подталкивали: «Может, это попробуешь? А это?». Мама – локомотив, который нас тащит. Папа всех подгоняет. Все вместе дружненько трудимся на благо семьи. Интересы мои всегда поддерживались. Но мама настаивала на практическом применении профессии. И именно она направила меня в нужном направлении: сначала медицинский, а потом для себя.
Как привить любовь к литературе
- Какие у вас отношения с литературой? Есть любимые авторы?
- Благодаря конкурсу я стала больше читать. Для меня с другой стороны открылся Антуан де Сент-Экзюпери. «Планета людей», «Цитадель» - это не детские произведения, но очень интересные и философские.
- А школьная литература?
- Где-то класса до пятого меня просто заставляли читать. Я считаю, что это неправильно. Лучше рассказывать о книгах, говорить своё отношение к ним, а не просто: «Вот это прочитайте, а потом напишите тест». Нужно как-то поменять систему и прививать любовь к литературе. Я сейчас сама дошла до того, что читать нужно, ведь это правда интересно.
- Нередко говорят, что школьник не может понять то, что ему предлагают читать по программе. Например, Достоевский…
- Может! Я думаю, Достоевский – это отличная почва для размышлений. ]Да, это сложно, но интересно – начинаешь задаваться такими вопросами, о которых даже не думала. Это развивает, не даёт сидеть в рамках, заставляет открывать новое.
- Многое зависит от учителя: он может вызвать отторжение к дисциплине, может привить любовь. Был ли у вас учитель-мастер?
- У меня есть такой преподаватель – как раз по литературе. Это Нина Валентиновна Никонова. Потрясающая женщина, очень увлекает. Она эмоциональная, за ней интересно наблюдать, начинаешь этим заряжаться. Я думаю, что именно учителя влияют на учеников.
- А что по поводу ЕГЭ?
- Стресс колоссальный. Мне кажется, контрольные, которые были у наших родителей – лучший вариант, а уже потом экзамены в вузы. Согласитесь, я из маленького города Киреевска и ученик из Санкт-Петербурга, у которого есть профильные школы, который занимается 10 часов в неделю химией и биологией, находимся в разных положениях. Давать нам один экзамен нечестно. Одно наличие оборудования чего стоит. Хорошо, что моя школа такая продвинутая. А у нас некоторые школы вообще не имеют какого-то оборудования для практических занятий.
Есть много всего, а ты не успеваешь.
Возможностей много, времени мало
- Какие проблемы волнуют современных школьников?
- Меня, как современного школьника волнуют огромные возможности. Даже не так. Нехватка времени. Есть много всего, а ты не успеваешь. И потом, гаджеты немножечко сбивают, сжирают время. Мне кажется, подросткам нужно (сейчас меня камнями закидают) ограничить время, проводимое в телефонах – именно про развлечение говорю. Нужно тренировать мозги.
- А есть какой-то отличительный признак у вашего поколения?
- Хотим ничего не делать, и получать за это деньги (смеётся). Все же зарабатывают в интернете. Но, может, это пока детство в нас играет.
- Но все-таки за вами будущее…
- Безусловно. И я надеюсь, лучшее будущее.