За минувшие выходные, согласно сводке региональной ГИБДД, в Туле поймали 59 водителей подшофе. 31 из них были привлечены к административной ответственности за управление транспортным средством пьяным, оставшиеся 28 – за отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
Лихачи и «куражисты»
Тульский таксист Талгат Назметдинов говорит, что пятница и суббота вообще в этом смысле страшные дни – насмотришься всякого, вовек не забудешь. Около двух лет назад была создана группа в соцсети, посвященная ночной Туле. Водители и пассажиры выкладывают в ней фото или видео события, которому стали свидетелями.
- Талгат, как появилась идея создать такую группу «ВКонтакте»?
- Примерно год назад группу создал таксист Алексей Миронов, чтобы делиться мнениями, размещать объявления и видео спорных случаев. Я занимаюсь её администрированием. Сами понимаете, на дороге может разное возникнуть и, когда у водителя есть видеодоказательство своей правоты (например, на записи видно, по чьей вине случилась авария), да ещё и преданное широкой огласке, больше шансов доказать, «что ты не верблюд». Но это не было главной целью. Основное – мы хотели показать и рассказать, чем живёт ночная Тула. И, как показала практика, это интересно не только нам – сегодня в группе больше пяти сотен подписчиков и их число только растёт.
- И чем же живёт ночная Тула?
- Как это ни прискорбно, случается огромное количество аварий. По моим личным наблюдениям, чаще всего они происходят из-за банального превышения скорости. Это довольно-таки страшно, знаете ли, видеть, как пять минут назад «подрезавший» тебя лихач оказывается перевёрнутым в канаве. Человек даже не обязательно при этом пьяный – просто ему захотелось выжать максимум, разогнаться по полной, покуражиться. И это очень часто кончается плачевно. В Туле, например, есть улица Карла Маркса, она протяжённая и односторонняя. Там обычно и разгоняются, не думая о том, что кто-то может вылететь на встречу. И такое тоже бывает. Человек может не знать город или не знать об одностороннем движении. И тут всё могут решать считанные секунды.
Это довольно-таки страшно, знаете ли, видеть, как пять минут назад «подрезавший» тебя лихач оказывается перевёрнутым в канаве.
- У водителя вообще нервная работа, а у ночного таксиста, надо полагать, особенно. И клиенты, и пешеходы ведь попадаются разные…
- Да, это правда. И я, честно признаюсь, «таксую» уже два года только лишь для того, чтобы заработать денег, ведь по образованию я инженер. У меня трое детей, нужно их поднимать. Но есть и убеждённые таксисты – люди, которые живут своей профессией, не представляют себя без неё. Это те, кто обычно либо всю жизнь проработал водителем общественного транспорта, либо бывшие «дальнобои».
- В чём же основной «нервяк»?
- Ну, вот покатайтесь со мной в пятницу с вечера до утра – поймёте. Выпивший гражданин иной раз натурально под колёса бросается. И не поймёшь, то ли он решил свести счёты с жизнью, то ли просто не видит, куда идёт. Я 19 лет за рулём. Но на светофоре, как новичок, всегда, прежде чем тронуться, смотрю по сторонам. Потому что совершенно неожиданно сбоку может появиться заблудший автолюбитель или такой же пассажир.
Тревожная кнопка
- Часто случаются конфликтные ситуации?
- Меня Бог миловал, за два года была лишь одна. Две женщины ночью пытались добраться до какого-то банка. Катались мы с ними от одного отделения до другого, они никак не могли вспомнить, куда именно им надо. После пятой или шестой попытки начали кричать на меня и обвинять в том, что это я дорогу не знаю. А когда после этого я отказался их везти, стали оскорблять и угрожать. Пришлось прибегнуть к экстренной мере – нажать «тревожную кнопку». Есть такой способ защиты у таксистов. После её нажатия все твои коллеги, что находятся поблизости, примчатся к тебе на выручку. Буйных барышень встретили 7 или 8 моих коллег, целый «отряд подкрепления». Пассажирки после этого просто взбеленились. Но, однако, дело зашло уже слишком далёко – раз мы дошли до оскорблений. Их заказ больше никто принимать не стал.
- И что, «отряд подкрепления» всегда готов прийти на помощь?
- Да, разумеется. И все об этом знают. Я как-то ехал с клиентом по Венёвскому шоссе, дело было весной, когда снег уже сошёл, но в ту ночь случились заморозки. Перевернулась машина прямо на моих глазах – видимо, водитель уже «переобул» её в летнюю резину и не ожидал, что будет гололедица. Автомобиль поставило на крышу. При мне бедолага пытался выбраться на волю – жив, но помят основательно. Я попросил клиента войти в положение, подождать. Остановился, вышел из машины, помог парню выбраться. И по рации вызвал «подкрепление». Мои коллеги помогли и автомобиль эвакуировать, и его самого в больницу доставили.
Бывает, заснул пьяный клиент у тебя в машине и его не добудишься. Хорошо ещё, если он адрес сказал - тогда приезжаешь на место и, если нет никого из родственников, просишь товарища помочь доставить тело до дома. Если же клиента «созрел» раньше, не успев сообщить дом и улицу, бывает сложнее. Звонишь оператору, пытаешься выяснить, кто он и откуда. Случается и такое, что клиент забывает свои вещи у тебя в салоне. Я всегда возвращаю – это для меня принцип. Как-то обнаружил у себя в салоне кошелёк, в котором было около 17 тысяч. Вернул. Клиент в знак благодарности выдал мне 350 рублей. Спасибо ему и на том.
Никогда не забуду, как пытался объяснить клиенту, что в салоне не только нельзя курить, но ещё и ноги на переднюю панель закидывать не полагается.
Обхохочешься
- И всё-таки, что ни говори, вашу жизнь не назовёшь скучной. Рутины нет, впечатлений столько наберёшься – будет, что вспомнить долгими зимними вечерами, когда нет заказов…
- И не говорите. Никогда не забуду, как пытался объяснить клиенту, что в салоне не только нельзя курить, но ещё и ноги на переднюю панель закидывать не полагается. Или как вёз ночью 17-летнюю барышню, которая мне всю дорогу рассказывала анекдоты. Только я вам пересказывать их не буду – в них, кроме предлогов и междометий, печатных слов немного.
- Смешные хотя бы?
- Да обхохочешься. Барышня ещё говорила, что поедем через год поступать в Москву в театральный. Думаю, у неё это получится.