Только что завершила работу выставка авторских кованых изделий Владимира и Татьяны Ганьшкиных. Работы их понравились тулякам и туристам. Говорят, такие экспозиции чаще надо организовывать, показывать и работы других мастеров, тем более что в Туле их хватает. Умилило и то, что в кузнечном деле гармонично смотрится женщина, которая ничуть не уступает в сложном мастерстве супругу.
Семейный подряд в кузнечном деле для туляков не редкость. Недалеко от Петелина в гараже-кузнице работают потомственные умельцы Иван и Михаил Федяшевы. Отец и сын.
Не удобен в подчинении?
«Я не удобен в подчинении, - признаётся старший, - у меня всегда были из-за этого проблемы на работе».
Попробовав себя на заводах в качестве слесаря и сварщика, Иван Федяшев решил свою страсть к металлу направить в нужное русло и работать на себя. Тем более что прадед его был кузнецом в деревне Вологодской губернии. Наверное, просто гены взяли своё.
Куй железо!
Иван и Михаил занимаются художественной ковкой уже более 15 лет. Создали сотни настоящих шедевров - от миниатюрных бабочек до массивных лестничных оград. И каждое творение не похоже на предыдущее.
«Конечно, мы выполняем заказ, но всегда привносим что-то своё, чтобы заказчику было приятно, - делится Федяшев-старший. - Для нас нет ничего невыполнимого, всё зависит от фантазии заказчика и его… платёжеспособности».
«Кушать хочется всем, но мы в первую очередь стараемся творить, а уж потом задумываемся о цене, - уверяет Иван. - Хотя в округе появляются кузнецы с другим подходом. Да и технологии сегодня упрощаются, а каждый начинающий мнит себя знатоком кузнечного дела».
«Недавно встретил мужчину. Он всю жизнь за баранкой провёл. Теперь в кузнецы подался. Год попрактиковался, вот набирает учеников, - рассказывает отец. - Так у меня сразу вопрос возникает: это чему за год можно научиться? Я вот 15 лет учусь и то всей грамоты не постиг».
Секрет прост. Существует два вида ковки - холодная и горячая. При первой металл не поддаётся термической обработке, режется как бы «наживую», без подготовки.
Для этого существуют станки, которые и листики резные сделают, и края обработают, и гравировку набьют, и спираль скрутят. Остаётся лишь сложить все элементы в красивую композицию и - шедевр готов. Стоит он значительно дешевле, чем изделие, сделанное при горячей ковке. Правда, чего-то масштабного таким способом вы получить не сможете.
«В нагретом состоянии металл - это пластилин, который можно уложить, придав ему форму. В холодном - он может треснуть, обломиться», - просвещает Иван Федяшев.
Говорить о новых и старых методах кузнец со стажем может часами: «В этом ведь вся моя жизнь».
Это просто жизнь
Кузнечное дело стало жизнью и для сына Ивана - Михаила, которому отец показал наковальню и дал в руки молот в 13-летнем возрасте. Вскоре кузница стала вторым домом для обоих.
Но, противореча известной поговорке про сапожника без сапог, Федяшевы находят время и для семьи что-то полезное выковать. Во дворе стоит лавочка, сделанная главой семейства, в доме - кровати и столик, а входят во двор через ворота, выкованные ими несколько лет назад.
…Сейчас семейный подряд располагается в просторном гараже. Сюда отец с сыном переехали два года назад. Оба говорят, что, скорее всего, тут и осядут.
«Мы будто всё сначала начинаем, только знаний больше и умений, - делятся отец и сын. - Лучшие годы были в автоколонне, где наша прежняя кузница располагалась. Там две бригады по четыре человека работали, хватало и клиентов, и денег, и творчества. Как скажется кризис на нас? Бог знает… В конце концов, это жизнь, а она «полосатая». Будет трудно – переживём».
Кстати, Иван уже не подходит к горну, ссылаясь на «пенсионный возраст». А Михаил-то и рад.
Отдохнуть от угля, гари, копоти, металлической стружки, щипцов, молотов и наковальни особенно не удаётся. Работа в кузнице есть всегда - то печку прочистить, то кота покормить.
Жена Ивана уже привыкла к занятиям мужа и сына. А вот Михаил старается на работе сильно не задерживаться, бежит к супруге, которая несколько месяцев назад подарила ему дочку.
…В планах деда и отца - фотосессия, начинающаяся с груды металла и заканчивающаяся шедевром кузнечного искусства. Да вот только руки никак не доходят. Сделают три-четыре снимка в начале процесса, а дальше работа закипает, и только следи, чтобы железо не убежало. Потом новая идея. И так каждый раз.