Примерное время чтения: 4 минуты
315

Отдать или выкинуть? Нужен ли фудшеринг в Тульской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. "АиФ-Тула" 10/08/2022
Кирилл Романов / Коллаж АиФ

Слово «фудшеринг», для нашего слуха непривычное, означает раздачу еды. Минпромторг идею развития этого направления в нашей стране поддержал. Предложение такое: бесплатно отдавать продукты с истекающим сроком годности малоимущим. Будет ли работать эта схема в нашем регионе?

«Как и любая другая предоставляемая населению услуга, программа передачи малоимущим продуктов с истекающим сроком годности должна прежде всего отвечать высоким стандартам безопасности, - отмечает министр промышленности и торговли Тульской области Вячеслав Романов. - Но даже при соблюдении этого условия невольно может обозначиться картина некой, пусть и условной, но всё же градации качества продуктов в зависимости от социальной категории населения. А это было бы неправильно. Полноценную экспертную оценку проекту можно давать только после подробного ознакомления с пунктами программы и условиями их выполнения».

Просрочка? Не, не слышали

Фудшеринг зародился как способ предотвращения образования пищевых отходов в Германии и является проявлением экономики совместного потребления.

«Ничего предосудительного в раздаче просроченных продуктов не вижу. Лет 20 назад в составе творческой группы мне довелось полгода работать в Германии. Уже тогда практика бесплатной раздачи продуктов с истекающим сроком годности там существовала, и мы на личном опыте убедились в её достоинствах - наш работодатель наладил поставки такой провизии из местных супермаркетов, - рассказывает тулячка Лидия Балабаева. - Мы сперва относились к этому с опаской, а потом поняли, что продукты совсем не испорченные и вполне пригодны в пищу. Причём у некоторых видов продовольствия сроки годности весьма условные и даже по их истечении продукты качества не теряют».

Такой подход подходит лишь крупным сетевым магазинам – тем, у кого большие обороты и товар действительно может залежаться.

Индивидуальный предприниматель, владелец продуктового магазина в с. Крапивна Евгения Сварыгина рассказывает: «Что такое «просрочка» нам неведомо в принципе. Заказываем продукты ограниченными партиями исходя из потребностей круга наших покупателей, запросы которых нам известны заранее, поэтому товар у нас и не залеживается.

К идее бесплатной раздачи супермаркетами продуктов с истекающим сроком реализации как потребитель отношусь нормально, а с предпринимательской точки зрения - не очень. Ведь несмотря на предполагаемое введение налоговых льгот для магазинов-участников программы, риски убытков остаются. Торговым сетям хорошо бы задуматься над тем, как не доводить продукты до красной черты. Этого можно достигнуть за счёт анализа спроса и последующей корректировки системы распределения продуктов по торговым точкам, а также ценовой политики».

Продаём со скидкой

Чтобы избавиться от продукции, у которой истекает срок годности, сегодня многие магазины в регионе продают их со скидкой от 20 до 40%. Чаще всего яркие сниженные ценники можно увидеть на мясе, фарше, молочной продукции.

Были бы доступные цены и люди могли бы, даже с маленьким достатком покупать, и выбрасывать бы не пришлось.

«Часто беру курицу со скидкой, свинину, творог, потому что мясо, у которого ещё пара-тройка дней годности можно заморозить, а из творога получаются отличные сырники. А вот фрукты, подпорченные, никогда не беру, даже с большой скидкой, отравиться ведь можно, - делится Юлия Волкова. - Кстати, идея отдавать такие продукты бесплатно малоимущим семьям, неплохая».

«Идея очень хорошая! Сетевые магазины выкидывают очень много продукции на свалки. Так же местные продукты с истекшим сроком годности либо испортившиеся можно отдавать приютам для животных», - предлагает Ольга Замазчикова.

А вот Лидия Киндеева считает, что цены надо сделать доступными, а не испорченным кормить.

«Цены задрали на овощи и фрукты, к творогу вообще не подойти, сметана и молоко в два раза подорожали, ну а так как это всё скоропортящееся, поэтому отправляется на помойку. А были бы доступные цены и люди могли бы, даже с маленьким достатком покупать, и выбрасывать бы не пришлось».

Комментарий

Кандидат экономических наук, доцент РУТ (МИИТ) Дмитрий Преображенский: Одной из важнейших проблем развития фудшеринга является то, что налоговое законодательство не всегда позволяет передавать эти товары в адрес тех организаций, которые готовы их принять, или раздать людям. Тем более для ритейла выгоднее их утилизировать – таким образом, компании могут компенсировать НДС (от 10% до 20% стоимости).

По экспертным оценкам министерства, если торговые сети будут передавать на благотворительность пищевую продукцию с коротким сроком годности, то это может поддержать нуждающихся и спасти около 1 млн тонн продовольствия в год.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах