8 июля по всей России отмечается День семьи, любви и верности, который приурочен к православному дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии. 28 июня 2022 года этот праздник стал общегосударственным по указу Президента России. В последние годы многие пары именно в этот день заключают брак. Какие свадебные традиции и обряды существовали со времен Петра и Февронии и как они трансформировались - в материале tula.aif.ru
Гуляли неделю
Старинные свадьбы не сравнятся с нынешними. Специалисты музея-заповедника «Куликово поле» рассказали, что свадьбу отмечали от двух до семи дней.
«Еще в середине XX в. традиционные свадебные обряды на Куликовом поле были достаточно яркими и содержали множество элементов. До сих пор бытует обряд сватовства - «сватушки», «сватаньё», «глядешки» - с которого начинается свадебный ритуал», - рассказывает Игорь Бурцев, научный сотрудник музея-заповедника.
Сватать невесту обычно приходили или приезжали родители жениха или родители и крестные, либо родители вместе с женихом. При сватовстве сватам необходимо было стоять на одной доске и произносить при этом ритуальные причеты. Затем, как правило, проходили «смотрины» невесты. Во время сватовства договаривались о том, как «справить свадьбу». Потом осматривали дом жениха. Потом договаривались о приданом невесты.
«Обычно невеста сама готовила в приданое полотенца, «пастилки» (дерюжки), одеяла. Кроме того, «за невестой» в приданое могли давать зерно (до 25 пудов). Раньше на «сватушках» старухи пели величальные песни. О сватовстве объявлялось, как правило, заранее. В случае, если оно не происходило, про девушку-невесту говорили: «просватанная». Иногда в семьях соблюдалась очередность в выдаче замуж дочерей: младшая не могла выйти замуж раньше старшей», - поясняет Игорь Бурцев.
Лучшее время «пропить» невесту
Свадьбы обычно справлялись с Михайлова дня до Заговенья (осенью) и с Крещения до Масленицы (зима-весна). Накануне свадьбы принято было устраивать «вечерины». В Себино на «вечерину» собирались подруги, друзья-товарищи. Иное название вечерин - «запой», «пропой» (пропивают, запивают невесту). «Запой» происходил как в доме невесты, так и в доме жениха. До середины XX в. на вечерине-девишнике подружки плакали по невесте. Подруги невесты помогали ее наряжать, шили ей платье, фату. До середины прошлого века еще сохранялись обычаи оплакивания невесты матерью — дочь словно «умирала» для родной семьи, чтобы «родиться» в новой.
На свадебный стол подавали лапшу, щи, гречневую и пшенную кашу с маслом, саламату (заварное тесто, томленое в печи), говяжий холодец (из голов, ног, паленых шкур), блины, вареное кусками мясо (в основном, баранина), пареного в печи гуся, «ушник» (пшенная каша с мясом, печенью, легким, сердцем), огурцы, капусту, квас, самогон, водку. Последней подавалась каша-«разгонка»(«разгонщица»), после чего гости уходили.
Второй день свадьбы назывался «отводы».
На него в ряде мест пекли пшеничные пироги без начинки. С утра молодожены прячутся в доме или во дворе. Ряженые гости идут в дом жениха «ярку искать, барана искать» (искать молодоженов). По пути принято петь «хулиганские частушки», «хулиганить». После обнаружения молодоженов продолжается застолье, а затем невесту отводят к ней домой.
Второй день свадьбы назывался «отводы». В этот день жениха и невесту прятали.
До прошлого века во второй день свадьбы в доме невесты были популярны «свадебные игры», например, «игра в покойника». Она была популярной инсценировкой: один из гостей притворялся, что умер. Его предлагалось «полечить», иногда угостить водкой или закуской. Тогда «покойник» оживал и принимал участие во всеобщем веселье.
Кстати, чаще всего выходили замуж за молодых людей, которые жили недалеко от родной деревни, в своем или соседнем приходе. Большое влияние на выбор супруга оказывали родители, которые могли советовать и настаивать на «правильном» браке.
А вот сироты были ограничены в выборе спутника жизни. Обычно их женили или выдавали замуж по необходимости
От белого к черному
Со временем традиции модифицировались. Например, белое платье невесты. В старину невесту «забирали» из рода родителей и «переводили» в род жениха. Поэтому считалось, что перед свадьбой она умирала для своего рода. Невесту мыли, наряжали в белое платье, символизирующее похоронный саван, оплакивали. Сейчас молодожены в праве появиться на церемонии бракосочетания в любой одежде, даже полностью в черном.
Еще одна модифицирующая традиция - фраза «Горько!». Пары заменяют эту фразу на другую, которая им более близка, или же функцию фразы переносят на какой-либо предмет - звон колокольчиков или стук бамбуковых палочек.
На свой лад
Выкуп, каравай, замок на мосту и большое застолье многие современные пары считают пережитком прошлого, а то и позапрошлого века. «Наша свадьба была 25 июля 1998 года. Как украшение на машины мы использовали куколок. Был выкуп, вешали ленточку на колодец. Также были громкие пляски под гармошку. Самый забавный момент – у меня своровали туфельку. Ее искал жених, а друг должен был выпить из нее водку. На второй день свадьбы меня украли, спрятали в квартиру к знакомым. Гости наряжались в разные костюмы и дружно искали меня», - рассказывает Людмила.
«Наша свадьба была 4 июля 2020 года. Мне нравятся свадебные обычаи, которые передаются из семьи в семью. Мой муж выкупал меня, вместе мы кусали каравай. Я кидала букет невесты, друзьям жениха кидали подвязку. Самый душевный момент, как по мне – это когда мы вместе с родителями зажигали семейный очаг. Хоть мы пара и современная, но я не представляю, как можно делать свадьбу без традиций», - делится Алена Борзова.
«Мы праздновали свадьбу 22 декабря 2007 года. В те времена считалось, что традиции на свадьбе нужно обязательно соблюдать. Но для нас с мужем самым важным было то, что мы становимся семьей. Мы решили отметить свадьбу в кругу самых близких друзей и родственников. Я не кидала букет, меня не выкупали и через мост не переносили. Традиции – это интересно и красиво, но это решение каждого», - считает Юлия Лосева.