Тульские власти посматривают в сторону электробусов. Но ожидать транспортную революцию в областном центре вряд ли стоит. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Нужен ли электробус
Во время недавней встречи губернатора Тульской области с президентом Белоруссии Александром Лукашенко среди наиболее перспективных для развития сотрудничества отраслей и сфер обсуждался запуск электробусов. Известно, что в самом Минске этот городского общественного транспорта выпускают сразу три завода. В столице республики количество этих пока диковинных для туляков машин перевалило за сотню. Есть они в областных центрах Гомель и Гродно. Начался запуск электробусов в средних городах Белоруссии — Жодине, Шклове, Новополоцке. Причём в Шклове ими планируют заместить все городские и пригородные автобусы. Один из заводов республики выпускает электробусы средней вместимости, каковых в России пока нет. И важное обстоятельство: в тех белорусских городах, где на линии вышли электробусы, продолжают курсировать троллейбусы. В России, кстати, такая же картина — за исключением Москвы, где от «рогатых» отказались несколько лет назад, передав остававшиеся в другие города. Среди областных центров ЦФО электробусы уже побежали по улицам Ярославля (около 40 ед.), Липецка и Курска (по 10). В Перми их уже 16. Всего в этом году на места поступило 43 таких машины, что позволило довести их количество на улицах городов России до 286-ти.
На наш запрос о перспективе запуска электробусов, министерство транспорта и дорожного хозяйства региона ответило так: «Вопрос о возможности приобретения электробусов, а также расчёт затрат на создание электрозарядной инфраструктуры прорабатывается заинтересованными органами исполнительной власти Тульской власти».
Словом, никакой конкретики. Во всяком случае, пока. И совсем необязательно, что в случае принятия решений о запуске электробусов в Туле, они будут белорусскими. По крайней мере, несколько лет назад тамошние производители этого вида транспорта жаловались, что в Россию их не очень-то пускают — там свои заводы такие машины делают.
Пока же в городе оружейников решили вспомнить о троллейбусе. В последние годы он был явно в конце списка приоритетов среди других видов общественного транспорта. Новые машины не закупались с 2013 года, их выпуск на линию и количества единиц сокращались. В самый крупный район города — Пролетарский — «рогатые» так и не побежали.
Ещё побегают
«Троллейбус — самая большая проблематика», — констатировал во время недавнего тематического прямого эфира в соцсети глава администрации городского округа Илья Беспалов.
Но он признал, что это экологический вид транспорта, туляки его любят, и убирать его администрация не собирается. 12 декабря на маршруты №№ 2 и 4 вышли целых два новых троллейбуса. На их закупку муниципалитет потратил более 55 млн рублей. Да, машины современные, имеют запас автономного хода до 20 км, оборудованы кондиционерами и валидаторами, разъёмами для подзарядки гаджетов, видеонаблюдение и автоинформаторы. Но для сравнения: ежедневно в городе на линии выходят порядка 55 «рогатых». Администрация, по словам Беспалова, на этом останавливаться, не будет, но очередные закупки будут возможны лишь «по мере выявления финансовых резервов». Он также напомнил, что город ещё продолжает вносить лизинговые платежи за ранее закупленные автобусы и трамваи. А троллейбусы — техника дорогая.
В общем, если говорить об экологически чистом транспорте, то пока более или менее ясная ситуация сложилась с трамваями: парк обновляется, пути ремонтируются. Троллейбусное движение пока в целом, как минимум, стагнирует, как максимум — деградирует, перспективы электробуса туманны.
По поводу последнего испытывают скепсис и опрошенные нами эксперты. Более того, в своём мнении они практически едины.
Так, ранее доктор технических наук, член общественных советов при УМВД России по региону и облминтрансдорхозе Игорь Агуреев назвал этот вид транспорта «экзотикой» для туляков. Под него нужна соответствующая инфраструктура, прежде всего — эксплуатационная база. Нужны кадры. Необходимо понимание, что делать с отработавшими свой срок батареями («экологически чистый» транспорт? — прим.авт). Они служат максимум 14 лет, но, как правило, после 7-8 лет эксплуатации их необходимо снимать, снова доводить до рабочего состояния и использовать на другой технике, например, коммунальной. Такие планы есть у Москвы.
«Мы к этому не готовы, и было бы правильнее сосредоточиться на развитии традиционных видов транспорта, в том числе — электрического», — заявил Агуреев.
Мнение эксперта
Кирилл Янков, председатель Союза пассажиров России, член общественного совета при минтрансе страны, кандидат экономических наук:
«Электробус — самый дорогой сейчас тип подвижного состава, это не вид транспорта. Между ним и троллейбусом есть такой промежуточный вариант — троллейбус с увеличенным автономным ходом. Его же называют и электробусом динамической подзарядкой благодаря наличию штанг для питания батареи. И такой вариант целесообразен для тех городов есть троллейбусная сеть. Он позволяет сделать плавный, растянутый на много лет переход от троллейбусов к электробусам. Потому что мгновенный переход, как в Москве, очень дорог, и эксплуатация дорогая. Так что не нужно искусственно забегать вперёд, когда есть уже троллейбусная сеть.
А вот для городов, где её нет, можно рассматривать возможность закупки электробусов вместо автобусов».