Примерное время чтения: 8 минут
220

Мозг – переходник к интернету? О поверхностных знаниях и «ТикТоке»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. "АиФ в Туле" 31/03/2021

В областном центре работает медиашкола, где школьники и студенты познают азы фотошопа, учатся снимать яркие видео и писать интересные посты.

О том, что интересно современной молодёжи и почему знания «обо всём понемногу» - это не всегда плохо, рассказывает руководитель тульского медиацентра T-[REC]S (подразделение молодёжного центра «Спектр») Николай Жарков. 

Справка
Медиашкола молодёжного медиацентра T-[REC]S — образовательный проект для старшеклассников и студентов. Участникам школы рассказывают о современных тенденциях в сфере новых медиа. Занятия проводят девять сотрудников медиацентра, а также приглашаются известные в городе ведущие, специалисты SMM. Участие - бесплатное. Впервые медиашкола появилась в сентябре 2020 года и работала четыре месяца. Участвовали 86 человек, поделённые на 15 команд от трёх до шести человек. До финала дошли пять с максимальным количеством участников. Вторая медиашкола будет работать до сентября 2021 года. Основные направления – это фото и видео съёмка, монтаж и работа в различных программах, мастер-классы по маркетингу в социальных сетях (SMM) и ораторскому мастерству.

Ты - «продукт»

Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Один из блоков медиашколы – это развитие своего продукта в соцсетях. Что за «продукт» у студентов?

Николай Жарков: Сейчас все продвигают себя. А «продукт» – мы сами, наша личность. Молодые люди снимают видео о своей жизни, путешествиях, событиях, пишут посты и делятся впечатлениями. Кроме того, молодёжь сейчас как никто понимает, что с помощью соцсетей можно зарабатывать и развиваться, высказывать свою позицию и общаться без границ.

Фото: Из личного архива

Например, к нам пришла студентка кулинарного колледжа. Она делает на заказ торты и пирожные. Ведёт свой инстаграмм, но интуитивно, потому что как надо и лучше – не знает. Учебников по этой теме нет. К нам она пришла научиться классно снимать и преподносить свой товар, выделяясь из общей массы.

В прошлый раз мы делали несколько лекций только про инстаграмм, в этом году мы расширим программу и будем говорить и про другие соцсети, ведь для каждой площадки нужен свой контент и своя подача. 

Досье
Николай Жарков. Родился 29 марта 1989 года в Туле. Окончил Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого и Московский университет им. С.Ю. Витте. Учится на факультете дополнительного образования Тульского университета ТИЭИ по специальности «педагог-психолог». Женат. Воспитывает двоих детей.

- В медиацентре вы рассказываете о том, как снимать ролики, писать тексты, подводите итоги недели, снимаете видео про людей разных профессий. Ждать ли ещё чего-то авторского?

- Нам бы хотелось видеть в нашей импровизированной студии людей, влияющих на политику и принимающих решения в регионе. 

В планах – проект «онлайн-диван» в формате интервью. Это делали многие, но в Туле подобного масштабного опыта не было, нам интересно попробовать. Мы готовим проект, где будем говорить на молодёжном языке с серьёзными людьми на равных. Сейчас всё больше представителей администрации и правительства разворачиваются к молодёжи, потому что она имеет своё мнение и видение.

Я говорю в целом о тенденции — политиков и руководителей нашего города волнует состояние молодежи: профориентация, занятость. На молодёжь готовы тратить деньги. Проводят форумы, создают образовательные площадки, устраивают встречи с интересными людьми, открывают культурные, досуговые и арт-центры. Выделяют гранты для лучших студентов.

В тренде лаконичность

- Самая популярная площадка сегодня – «ТикТок», где любой может выложить короткое видео и получить сотни лайков. Тиктокер сегодня – одна из популярнейших «профессий» среди подростков. Это долгосрочное явление?

- Пока не появится более интересного аналога, эта соцсеть будет существовать. Всё движется к сжатию информации. Ритмы очень высоки, а тем более у школьников и студентов. Они хотят получать информацию быстро и лаконично, отсеивая неинтересное для них. И для принятия решения – читать или не читать, смотреть или не смотреть – им достаточно буквально секунды. 

- Многие известные и возрастные люди сейчас тоже снимают тиктоки, причём вторят за подростками, не делая чего-то своего. Выглядит это иногда нелепо. Как вы к этому относитесь?

- В целом это круто, на мой взгляд. А вот что касается наполняемости, то я думаю, что дублировать контент юных и стремиться ему подражать не надо. Есть множество примеров, где состоявшиеся люди снимают короткие видео, наполненные взрослой информацией. Это ролики о литературе, культуре, искусстве, спорте. Весь вопрос — в подаче. Например, молодой учитель математики рассказывает о своём предмете в формате тиктока и набирает тысячи просмотров. Делает он это молодёжным языком с современной подачей, но это серьёзный контент. Это показывает, что площадка создана для всех, но как её использовать — выбор каждого. 

- Педагогам стоит «уходить» в соцсети и пытаться преподносить, например, Онегина в более современном формате?

- Они однозначно должны быть «в теме», но классику я бы оставил в покое. На то она и «классика». Кстати, а вот включать в программу труды современников нужно обязательно. Не только в прошлом были таланты.

Лично мне чтение книг, не только классики, помогает расширять кругозор и смотреть на вещи под разным углом. Это полезно всем. Но опять же, не скажу, что сам процесс имеет сакральную ценность. Возможно, слушать аудио книги не менее полезно.

Чтение книг помогает расширять кругозор и смотреть на вещи под разным углом. Это полезно всем.

Притягательная новизна

- Каким сейчас быть модно?

- Понятие модно-не модно сейчас отсутствует из-за слишком быстрого ритма молодёжной жизни. А всегда модно держать нос по ветру, быть в гуще событий и поглощать информацию из всех популярных источников. К местам силы сейчас можно отнести, как стильную кофейню, так и выставочный зал. Чем новее место, событие, представление, тем больше интереса вызывает. 

- Итог: из-за высоких скоростей, дети получают лишь поверхностные знания…

- Шапочное знакомство не всегда - плохо. Если разбирать направления молодёжной политики, куда входят спорт, патриотическое воспитание, туризм, профориентация, то задача каждого из них познакомить, в частности, школьника с разными сферами жизни, показать многообразие профессий и предоставить свободу выбора. Мы как раз и занимаемся тем, что помогаем подросткам, готовым максимально впитывать всё, найти себя и определиться.

Наш медиацентр, например, не готовит журналистов или операторов, мы показываем лишь возможности и идём в ногу со временем. Вся наша жизнь сейчас – в соцсетях, и если ты можешь изложить свою точку зрения грамотно и ясно, будь то кулинарные рецепты или политический вопрос, то это пригодится тебе в любом случае.

А наша активная молодёжь умеет размышлять. В прошлом году мы проводили конкурс, где ребята писали заметки на разные темы. Пишут здраво, рассуждая и приводя аргументы.

В 14-16 лет ты полон сил, готов свернуть горы и показать всем «как надо». Но одни выбирают деструктивный путь, другие понимают: хочешь сделать лучше, развивайся, самообразовывайся, интересуйся жизнью школы, вуза, города, области и страны. Тогда ты сможешь что-то изменить и высказать своё мнение, к которому, возможно, прислушаются. 

- На ваш взгляд уровень образования нынешней молодёжи высокий или «в наше время было лучше»?

- Сложно составить чёткое мнение на этот счёт, опираясь исключительно на аудиторию медиацентра. К нам приходят в первую очередь за новыми навыками, а это априори аудитория, которая уделяет особое внимание самообразованию, что уже говорит об их воспитании и образованности. 

А касаемо «раньше было лучше», то в мою школьную и студенческую юность все же большую часть знаний и информации мы черпали от педагогов и из книг. Бумажные носители отошли на второе место ближе к последнему курсу университета. Сейчас же ситуация другая. В телефон «помещаются» почти все библиотеки мира, миллионы практических видео уроков, в общем информации невероятное количество.

Есть ощущение, что у моего поколения есть преимущество в смекалке и прикладных навыках. Мы понимаем, как быстро считать без калькулятора, как пользоваться картой, да банально забить гвоздь. Мы думаем, как решить ту или иную задачу, а не отправляемся в интернет чуть что в поисках даже самой простейшей информации.

Поколения 2000-х любой вопрос адресует не к себе, а в гаджет.

- То есть, собственный мозг по больше части – всего лишь переходник к интернету…

- Но иногда они получают ответ раньше, однако интернет есть не везде, и, когда он не приходит на помощь, сложновато. В общем, в каждом поколении есть сильные и слабые стороны.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах