Сначала было здравоохранение и фармацевтика, потом — транспорт и земля, теперь подошёл черёд бюджетного контроля. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Дорогая моя землица
Прошёл почти год с того момента, как полномочия по распоряжению земельными участками в Ясногорском, Заокском районах и Алексине выполняют не местные администрации, а министерство имущественных и земельных отношений региона. «Это позволило выработать общие подходы к оказанию публичных услуг, все процессы стали прозрачными», — считают в МИЗО.
По словам министра имущественных и земельных отношений области Игоря Казённого, который с октября занимает пост ещё и зампреда правительства, сегодня министерство в этих районах предоставляет свободные земельные участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), личные подсобные хозяйства (ЛПХ), сельскохозяйственного использования, размещения коммерческих и социальных объектов, а также принимает решения о перераспределении земельных участков. Министерство информирует: по всем этим районам прослеживается спрос на земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов и сельскохозяйственного использования. Также определены территории, которые могут быть предоставлены заинтересованным лицам. Это, в первую очередь, площадки для ИЖС и сельскохозяйственного использования. На сегодня заключено более 140 договоров аренды и купли-продажи. Предварительно согласовано предоставление порядка 250 земельных участков. В рамках госконтрактов осуществляется формирование порядка 180 земельных участков для жилищного строительства.
Интерес к алексинским, заокским и ясногорским землям понятен: они ближе остальных расположены к Москве и давно стали большими столичными «дачными посёлками». Так что земля там привлекательная и дорогая — любая — что под дом или дачу, что под магазин или пшеницу с рапсом.
К слову, земля в Большой Туле под управлением области давно — за исключением выделения участков под ИЖС и ЛПХ. Но здесь, в отличие от районов области, МИЗО застолбило за собой и муниципальный земельный контроль.
Но и в вышеупомянутых районах чиновники профильного областного министерства своих муниципальных коллег стали «бодрить». Проверяют землю на предмет самовольно занятых и используемых не по целевому назначению участков.
Как подчёркивает Игорь Казённый, «независимость министерства при решении этих вопросов позволяет обеспечить соблюдение административных регламентов и снижает риски возникновения недобросовестных злоупотреблений».
Да оскудеет рука берущего?
...Со второй половины нулевых ясногорских и особенно заокских чиновников сажали буквально пачками за махинации с землёй. Кого-то — за взятку при отводе земли под продажу или аренду, кого-то — за вывод активов, кого-то — за подделку ещё сельсоветовских документов о выделении участков.
Прокурор Тульской области в 1995-2001 гг. Анатолий Седухин, потом возглавлявший в регионе и Росреестр, и кадастровую палату, тоже напомнил об этих фактах. На их фоне концентрация полномочий в руках областной власти должна пойти на пользу прозрачности и законности всех земельных процедур. Но важен и человеческий фактор: кто конкретно будет заниматься этими вопросами. Что же касается обеспечения контроля за всеми процессами, то, по мнению Седухина, это прямая обязанность соответствующих надзорных, правоохранительных и иных компетентных органов. Но в целом, по его мнению, переток полномочий по земле из районов в область должен пойти на благо, поскольку риск кумовства и злоупотреблений снизится. Но выделение земли, как считает бывший прокурор, это только часть вопроса. На примере приокских районов видно, что неконтролируемое размещение объектов жилой и иной недвижимости приводит к перегрузке инфраструктуры — коммунальной, дорожной, энергетической. И «взгляд сверху» в этой ситуации призван навести порядок и в этих делах тоже.
В октябре губернатор Дмитрий Миляев поставил задачу Игорю Казённому продолжить реализацию программы комплексного развития территорий.
Годичный опыт министерства по распоряжению алексинской, заокской и ясногорской землёй глава региона признал успешным и поручил распространить его также на Суворовский и Венёвский районы. Один из них, хоть и отдалённый, но тоже на Оке стоит. А глава администрации там уже без перерыва 16-й год трудится. Второй — мало того, что он от Москвы тоже недалече, так ещё и чернозёмный.
Но и это ещё не всё! Председатель счётной палаты области Владимир Юдин предложил передать финансовый контроль этому же министерству. Чтобы за местными бюджетами получше приглядывать. Да и с кадрами для контрольных органов на местах напряжёнка, а закон обязывает их иметь даже на уровне сельских поселений. Впрочем, и передать эти полномочия в регион он тоже не запрещает. Соответствующий законопроект уже внесён.
Мнения экспертов
Александр Машков, эксперт в сфере муниципального права:
«В СССР не было местного самоуправления, существовала вертикаль Советов и исполнительных органов. Лишь в конце восьмидесятых в союзном законодательстве появилась сама формулировка о местном самоуправлении, но по сути это была всё та же советская вертикаль. И только с принятием Конституции РФ 1993 года появилась возможность изменить эту ситуацию. Муниципальный уровень управления был отделён от государственного, потом законодательно были прописаны полномочия местных властей. В идеале должно было быть так: муниципалитет берёт на себя ровно то, что может потянуть финансово. Если нет — передавайте в регион. В реальности же в руках местных администраций быстро накопилось большое количество полномочий, на реализацию которых денег не было. Затем началось наведение порядка в этих делах: что-то забрала область, на что-то выделили финансы. Но моё мнение: район или крупный город типа Тулы или Новомосковска — это уровень госуправления. А муниципалитет или, по-русски говоря, община — это в идеале территориально более мелкая единица». Владимир Тимаков, депутат Тульских областной и городской думы с 1996 года по настоящее время:
«Чрезмерная концентрация всех полномочий в одной точке делает систему тяжёлой, неповоротливой. Например, концентрировать в одних руках и муниципальный транспорт тоже — надо ли? Да, есть межмуниципальные, междугородные перевозки — с этим всё понятно. Наверное, необходим контроль и внутримуниципального транспортного сообщения. Но все перевозки, конечно, бессмысленно было бы сосредотачивать в областных руках.
Другое дело — вопросы земли в приокских районах. Их действительно было бы надёжнее контролировать из области, потому что на муниципальном уровне возможности злоупотребления выше. И в том, что финансовый контроль с другого уровня власти будет осуществляться, тоже есть некая логика. Ведь самим себя проверять не всегда эффективно. Но какие-то контрольные полномочия на муниципальном уровне необходимо всё равно оставлять для элемента состязательности.
С точки зрения рисков коррупции, за одним крупным центром принятия решений следить всё-таки проще, чем за разбросанными по всей области».
Кстати
Процесс перетока полномочий от муниципалитетов региону начался не вчера. Ещё осенью 2012 года у городов и районов забрали всё здравоохранение и фармацию. Потом начался процесс административного слияния учреждений здравоохранения, сокращение койко-мест, закрытия ряда отделений и небольших больниц. Словом, всё то, что на чиновничьем новоязе скромно именуется «оптимизацией». Но и у муниципалитетов денег на содержание этой затратной сферы уже не было, так что...
В 2020 году область приняла на себя полномочия в сфере транспортного обслуживания регулярными автобусными маршрутами. Исключением стали Тула и Новомосковск, но и у них эти обязанности отберут в пользу региона с 2026 года. Как считает директор областного департамента транспорта и связи в 2007-2009 гг., а ныне заместитель директора транспортной компании по перевозкам и безопасности дорожного движения Александр Васильчиков, имеют право на существование оба варианта, и перевозчики могут работать по обоим вариантам. Для пассажиров же вообще нет принципиальной разницы. Но вот облминтрансу удобнее диспетчеризировать процесс из единого центра, при необходимости маневрируя ресурсами.
Область, 3,5 года назад, отозвала у городов и районов ранее делегированные полномочия (вместе с деньгами на их реализацию) в сфере записи актов гражданского состояния. Для «потребителя» мало что изменилось, просто правительство региона продолжило концентрировать ресурсы в своих руках.