6113

«Катюша», да не та. Подмена легенды и нелепая пушка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. "АиФ в Туле" 09/12/2020
Кирилл Романов / АиФ

Вместо оригинала легендарного гвардейского реактивного миномёта на постамент вернули макет. А подвиг трамвайщиков увековечили … гаубицей.

Краснодарцы выручили

Памятник реактивной системе залпового огня БМ-13, которую практически в самом начале войны назвали «катюшей» (немцы прозвали их «сталинскими органами»), установили в Туле на пересечении Пролетарской и Епифанской улиц в 1980 году в честь 35-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, как дань памяти славном боевому прошлому. В 2015 году к 70-летию Победы её реставрировали, а 17 марта 2017 года «в связи с неудовлетворительным состоянием» оригинальную «катюшу» сняли с постамента.

Красивая, но не настоящая и сделана не туляками. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Специалисты НПО «Сплав» её восстановили. Теперь машина участвует в парадах Победы. Вот только на постамент её сплавовцы возвращать отказались. И вот, к 79-летию героической обороны Тулы настоящую «катюшу» в Пролетарском округе заменила полномасштабная копия боевого орудия. Сделали её, кстати, почему-то не тульские умельцы, могущие, как известно, даже блоху аглицкую подковать и заставить её пуститься вприсядку, а краснодарские специалисты. На «Сплаве» нам не смогли оперативно ответить на вопрос, отчего забрали и отчего не сами делали, предложив обратиться письменно. Обратились.

С чего гаубица?

К началу Тульской наступательной операции приурочили и установку гаубицы у депо на улице Приупская – в память о подвиге тульских трамвайщиков в годы войны. Выбор в пользу артиллерийского орудия вызвал, как минимум, недоумение у местных краеведов.

Запутались в технике и поставили послевоенную гаубицу. Из неё трамвайщики точно не стреляли в ВОВ. Фото: Пресс-служба правительства Тульской области

«Стоит гаубица, памятник. Как видно из надписи, посвящен погибшим тульским трамвайщикам. Разве тульские трамвайщики в 1941 г. сражались на гаубицах? Что происходит, господа? Кто-нибудь обсуждает эти памятники в Туле? Кто-нибудь отвечает у нас за их смысл? Ясно только одно подобный китч (прошу прощения за это слово применительно к такой святой теме) только наносит вред нашей памяти о войне и её героях и глубоко оскорбляет ветеранов и историков, и тех и других уже далеко не первый раз в Туле. Неужели для тульских чиновников не осталось ничего кроме выражения собственного величия и значимости? Как же быть с новой статьёй Конституции о защите исторической правды? Что – написали, приняли и забыли?», - гневно отреагировал на гаубицу тульский краевед, заведующий естественно-историческим отделом областного краеведческого музея Сергей Демидов.

Неужели для тульских чиновников не осталось ничего кроме выражения собственного величия и значимости?

Трамвай тоже воевал!

Неоценимую роль в годы Великой Отечественной войны, сыграл тульский трамвай писал краевед Владимир Щербаков в своей книге. Городская железная дорога перевозила не только пассажиров, но необходимые для экономики города грузы. Осенью 1941 года война все ближе подходила к Туле. В связи с мобилизацией в армию большей части лошадей и автомобилей стала остро ощущаться нехватка транспортных средств. Палочкой-выручалочкой в этих условиях для города стал трамвай.

А вот этот трамвай был бы логичным, понятным и правильным монументом в память о подвигах тульских трамвайщиков. Фото: Из личного архива/ Владимир Щербаков

Самым сложным периодом в работе городской железной дороги стала осень-зима 1941 года. 45 героических дней мужественные защитники города удерживали врага на подступах к Туле и не пустили его оружейную столицу. Все это время работники городской железной дороги самоотверженно выполняли возложенные на них обязанности по перевозке пассажиров и грузов. Многие мужчины ушли на фронт, поэтому основная тяжесть этой нелёгкой работы легла на женские плечи.

В короткие сроки силами трамвайщиков было оборудовано четыре трёхвагонных санитарных поезда. Из Алексинского тупика на Московском вокзале вагоны доставляли в госпитали города прибывших по железной дороге раненых бойцов Красной армии. 

Для перевозки лежачих раненых в салоне санитарного трамвая с одной стороны снимались сиденья и крепились специальные кронштейны для носилок, которые устанавливались в два яруса. Те, кто держался на ногах самостоятельно, рассаживались у противоположной стены на обычных сиденьях. Двери в таких вагонах оборудовались сзади.

Был в нашем городе и трамвай-бронепоезд, который осенью 1941 года подвозил оружие и боеприпасы для бойцов Тульского рабочего полка.

Трамваи в те трудные дни не только доставляли пассажиров и грузы, но и служили незаменимым материалом для постройки баррикад. Один из вагонов был опрокинут и стал основой для баррикады на улице Коммунаров (ныне проспект Ленина).

Умереть за будущее

Вот как описывал этот эпизод фронтовой корреспондент «Красноармейской правды» Евгений Воробьёв в ноябре 1941 года: «В непроглядной морозной темени где-то на юге, за посёлком Рогожинским, возникают и гаснут далекие отсветы. Они напоминают трамвайные зарницы, отблески вольтовой дуги, а на самом деле – стреляют немецкие батареи. Стекла дребезжат так, будто вожатый только что резко затормозил вагон. А трамвай неподвижен и необитаем. Нетронутый снег на ступеньках вагона, на высокой табуретке вагоновожатого. Пусты скамейки. Заледенели кожаные держатели.

Ещё недавно трамвай ходил по улице Коммунаров в посёлок Рогожинский. Можно было подъехать близко к линии фронта. Помню пассажиров – пожилых ополченцев с новенькими винтовками и вещевыми мешками на лямках, молоденьких парней, которые старались держаться уверенно, девушек с санитарными сумками через плечо. Какая-то старушка курсировала на том трамвае взад-вперед, перевозя фикусы, узлы с разным скарбом, иконы, тазы, корыто и старомодный граммофон с трубой. Потом фашисты овладели Рогожинским. В конце улицы Коммунаров поперёк рельсов лег обрушенный трамвайный столб.

Глубокой ночью моторный вагон № 232 с прицепом покинул трамвайный парк и отправился в свой предсмертный рейс. Трамвай шел медленно – разве спешат на кладбище? Вагоновожатый остановил вагон у самой баррикады, отъединил прицеп от моторного вагона, потоптался возле и, сгорбившись, тяжело зашагал в темноту, оставив вагон посреди улицы. В случае необходимости моторный вагон и прицеп будут опрокинуты, чтобы основательней забаррикадировать улицу.

За годы войны трамвай перевез сотни тысяч пассажиров, многие тысячи тонн зерна, муки, дров, угля, песка и стал для туляков хорошим помощником.

Вагон № 232 готовился умереть героической смертью, охраняя будущее города. Много дней простояли вагоны на углу Советской улицы и улицы Коммунаров, до крыш заметённые снегом. На этом перекрестке, в окопе, зазимовали бронебойщики».

Грузовая «электричка»

Учитывая исключительно важное значение трамвая для Тулы, после снятия осады городскими властями было принято решение о строительстве разветвленной сети грузовых линий. В течение 1942 года трамвайные пути были проложены к:

  • хлебозаводам № 1 (у Ряжского вокзала) и № 3 (улица Комсомольская),
  • мельницам в Бухоновском и Студенческом переулках,
  • баням № 2 (улица Плеханова) и № 4 (улица Октябрьская),
  • складам гортопа на улицах Коммунаров, Оборонной, Плеханова.

На трамвай была возложена ответственная обязанность по бесперебойной доставке потребителям чрезвычайно важных для города грузов: зерна, муки и угля. Без тепла и хлеба Тула, как и любой другой город, не могла бы нормально переносить все тяготы войны.

Самая протяжённая грузовая ветка (4,5 км) была подведена к шахте Рвовской в районе Косой Горы. Ежедневно оттуда грузовые трамваи привозили в Тулу примерно по 240 тонн угля, в котором нуждались госпитали, бани, хлебозаводы, промышленные предприятия, дошкольные и образовательные учреждения. В то время это был один из основных видов топлива для обогрева в холодное время года.

Перед самой Победой – в конце апреля 1945 года – в эксплуатацию была сдана еще одна грузовая ветка – трёхкилометровая трамвайная линия к угольной шахте, которая располагалась около деревни Гостеевка (что вблизи нынешнего городского кладбища).

В 1942 году на грузовых линиях Тулы эксплуатировалось восемь моторных вагонов и восемь грузовых платформ. Работа вагоновожатого в те годы была нелёгкой. Трудились по 12 часов в сутки. Зимой вагоны не отапливались. Водитель Татьяна Муракова вспоминала: «Чтобы не замёрзнуть, мы возили кирпичи. Нагреешь в диспетчерской на печке, положишь под ноги и едешь до следующей станции. А там меняешь. Так и обогревались». Замерзшие стёкла водители протирали солью. При необходимости вагоновожатым приходилось очищать пути, хотя это и не входило в их обязанности.

Работа вагоновожатого была нелёгкой.

Военные зимы были суровыми, снежными. Обильные снегопады и метели затрудняли работу транспорта. Были случаи, когда оставленные на путях вагоны заносило до самой крыши. Поэтому для расчистки путей в зимнее время тульские трамвайщики в конце 1942 года изготовили первый в России роторный снегоочиститель, который мог работать в любую непогоду. Для этой цели был использован обычный пассажирский вагон.

За годы войны трамвай перевез сотни тысяч пассажиров, многие тысячи тонн зерна, муки, дров, угля, песка и стал для туляков хорошим помощником.

Комментарий

Владимир Щербаков, краевед: «Я бы вообще к установке новых памятников подходил очень осторожно. Особенно, связанных с войнами. У нас город и так милитаризирован – оружие выпускаем, на улицах полно музейной военной техники: танки, пушки, РСЗО и т. д. Многовато! Тем более что установленная у трампарка пушка, по утверждениям специалистов, выпускалась уже после войны.

Если мы хотим строить своё будущее на вечном возвращении к войне и оружию (а значит – смерти), то спокойного и достойного завтра у нас не будет. Будущее всегда зиждется на мире. Говорят, что хочешь мира – готовься к войне. Но говорят и другое: худой мир – лучше доброй ссоры. Вот вернули на постамент «катюшу» на Площадке – и хорошо, и хватит. А новых памятников оружию не надо!»

А как у других?

Иваново. Установили этот памятник в августе этого года. Машина выпускалась через много лет после войны. 
Вот такая Катюша в Иванове.
Вот такая Катюша в Иванове. Фото: АиФ/ Александр Ишанов
Фото: АиФ/ Александр Ишанов
Фото: АиФ/ Александр Ишанов
Фото: АиФ/ Александр Ишанов
Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах