Аргументы и Факты
tula.aif.ru
16+
Тула
Аргументы и Факты
tula.aif.ru
16+
Тула
Примерное время чтения: 10 минут
137

Испытание на прочность. Оживилась дискуссия о судьбе трамвайного движения

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 49. "АиФ-Тула" 03/12/2025

После серьёзной аварии на Пролетарском мосту с пятью жертвами и закрытия на этом участке трамвайного движения на ноябрь, появились сомнения в целесообразности сохранения этого вида транспорта.

Пятую неделю от Площадки до Оборонной в Туле не ходят трамваи — там приводили в порядок рельсы после того страшного происшествия в последний день октября. И, несмотря на серьёзное обновление путевого хозяйства за три года на улицах Металлургов, Плеханова, Оружейная и Воздухофлотская, Щегловская Засека, рвануло там, где не ждали.

Неэффективная «инноватика»

Когда было принято решение, что на нескольких магистральных улицах трамвайные пути станут ещё и полосами для автотранспорта, там провели реконструкцию. Слой асфальта был нанесён на новую песчано-гравийную подушку, усиленную геотканью. А затем на эту основу уложили шестиметровые бетонные панели. В них были предусмотрены желоба для рельсов, вбитых в бетон с применением резиновых прокладок. Казалось: это создавало идеально гладкую поверхность, находящуюся на одном уровне с дорогой, что позволяло автомобилям беспрепятственно двигаться в одном потоке с трамваями.

В 2007 году эту довольно дорогую технологию применили на участках с высокой интенсивностью движения: ул. Советская от Оборонной до Ф. Энгельса, потом — дальше по той же Советской как в сторону Заречья, включая ул. Октябрьская, так и до Площадки. Предполагалось, что прочность и долговечность таких путей позволит забыть об этих участках путей-дорог лет на 20, а то и все 30. Но эксплуатация показала: прочность нового покрытия недостаточна. А рельсы при таком «инновационном» способе укладки подвергаются ускоренному волнообразному износу. А ещё на перекрёстках, к примеру Советская-Мосина и Советская-Тургеневская, где поперёк рельсов проезжают тысячи автомобилей в день, эти самые рельсы в такие моменты «подпрыгивают», что мы в своё время уже фиксировали на видео.

Откуда искры?

Результатом прихода в упадок путевого хозяйства стали участившиеся сходы вагонов с рельсов, задержки движения и недовольство его участников, не говоря уже о пассажирах. После этого в городе начался масштабный ремонт рельсошпальной решётки, который ещё не добрался до «инновационных» (15-20 лет назад) участков.

Пока спецы целый месяц колдовали над закрытым для движения трамваев отрезке от Площадки до Советской, «порвалось» в другом месте — у Демидовской Плотины. Как оказалось, вышли из строя фидеры, то есть питающие кабели. А всё потому, что путейцы в своё время не заварили стыки между рельсами (как делали это когда-то), отчего они искрят. Итогом стал перегрев питающих кабелей. В тот раз вышла из строя тяговая подстанция на улице Карла Маркса. Напряжение перебросили с других подстанций, трамвайное движение запустили, начали заваривать стыки на Пролетарском мосту. Насколько действенными окажутся предпринятые после аварии «пожарные» меры, покажет время.

А постоянный перенос сроков открытия движения по Пролетарскому (Чулковскому) мосту стал скверным анекдотом. То ли сначала думали, что управятся за неделю, а в итоге не хватило и месяца. То ли всё знали сразу, но не решились сказать городу и горожанам. Сами же рабочие, которые трудятся на мосту, признаются: людей не хватает. От трамвайного депо выделен один сварщик. Но в тот раз работали двое, второй — из бригады депо троллейбусного. Но вот в выходные на путях никаких манипуляций не наблюдалось. Видимо, у ремонтников «министерский» график работы...

Быть или не быть?

Но сама вся эта ситуация вновь возбудила в местном сообществе дискуссию о дальнейшей судьбе тульского трамвая, который (если доживёт) уже менее, чем через два года отметит своё столетие.

«Покупаем новые модели трамваев, тратя большие деньги, а трамвайные пути во многом убиты! Сегодня, проезжая на трамвае в Туле, ощущаешь дискомфорт от громыхания и дёргания вагона. Почему? Посмотрите на рельсы, их стыки, и как они уложены. Во многих местах они вообще с провалами и волнами», — негодует Валерий Орлов.

Подключившийся к дискуссии Максим Митин доказывает: «Трамваю точно не место на центральных улицах города. Он не только затрудняет движение транспорта, тормозя поток на остановках, но также посадка и высадка на проезжую часть не безопасна для пассажиров. Всё предложения по обособлению рельсов на центральных улицах и созданию искусственных неровностей приведëт к существенному затруднению движения другого транспорта, включая общественный. Развивать и реконструировать Трамвай может и нужно, но альтернативных вариантов прокладки трамвайных путей в центре города просто нет.»

Фёдор Архангельский развивает мысль:

«Как раз наоборот. Нужно выводить личный транспорт за пределы города или хотя бы его центра. Делать так, чтоб общественный транспорт был бескомпромиссно комфортнее личного, а для этого надо серьёзно улучшать его комфорт и стабильность. Регулярное тактовое движение (не дольше 10 минут, особенно учитывая, что в Туле нет метро), комфортный подвижной состав (это в целом делается уже, но только этого мало), скорость движения — почти 20-30 км для трамвая это позор, и дело не только в пробках, хотя и не в качестве путей, потому что даже на участках с переложенными путями, даже на выделенных участках, трамваи всё равно ползут, как черепашки почему-то. И ужесточать условия для автомобилистов: более строгие правила в вопросах приоритета общественного транспорта, платные парковки, дополнительное налогообложение (эти деньги направлять на развитие ОТ)».

Пока же местные транспортные власти предпочитают ограничительные меры: они не только на месяц прервали движение трамваев по Пролетарскому мосту, но и ограничили там разрешённую скорость движения до 40 км/ч. Думают, поможет. А туляки уже иронизируют. Кто-то предлагает сделать мост исключительно пешеходным, а кто-то — огородить его забором с колючей проволокой. Тогда уже точно там никто не пострадает — ни водители, ни пассажиры, не пешеходы. Их просто не будет.

Мнения экспертов

Денис Денисов, историк-краевед в сфере городского общественного транспорта:

«За последние 25 лет в 11 российских городах были полностью ликвидированы трамвайные системы. Можно ли говорить, что это принесло пользу? Увы, нет. Типичный пример из ЦФО — Воронеж. Да, он крупнее Тулы, но всё же. Там было 20 маршрутов трамвая, ремонтный завод, словом, довольно развитая инфраструктура. 16 лет назад городские власти закрыли трамвайное движение. Аргументы тех, кто выступал «за», не сработали. Пробки никуда не делись, проблемы с перевозками пассажиров тоже остались, автобус не стал полноценной заменой упразднённому трамваю.

В соседней Рязани трамвай играл больше вспомогательную роль не в пример троллейбусу, но и там, спустя 15 лет после закрытия раздаются призывы вернуть этот вид транспорта. В Твери полностью отказались от электротранспорта, вывели на линии больше автобусов, но у них по умолчанию ниже провозная способность.

Трамвай можно и нужно развивать. Устраивать выделенные линии, приближаясь к формату «наземного метро». Строить если не новые ветки, то продолжать существующие. Но пока, как известно, после 1991 года, когда продлили линию от Комбайнового завода до Щегловской Засеки, построено ничего не было. Только ветку на Косую Гору в 2008 году закрыли.

Вера Коротких, президент Тульского транспортного союза:

«Те, кто заявляют о ненужности трамвая в городе, просто им не пользуются. Те же, кто имеет возможности оценить его преимущества при движении по обособленным путям — на улицах Металлургов, Воздухофлотской, Плеханова, Тимирязева, частично Энгельса, на Красном Перекопе, поверьте, совсем другого мнения. Могу как человек, начавший свой путь транспортника учеником водителя трамвая, сказать, что это экология, умиротворённость определённая.

Трамвай нужно развивать. И были ведь планы закольцевать маршрут от Щегловской Засеки на областную больницу и далее на Металлургов. Также — от кольца на Максима Горького продлить до Белых ворот и далее по окружной уйти до Калужского шоссе. По разным причинам, эти планы не были реализованы. Сейчас рассматривают вопрос о продлении маршрута от кондитерской фабрики в Мяснове до микрорайона Петровский.

А что касается инцидента на Чулковском мосту, то он стал ещё одним подтверждением: где тонко, там рвётся. Пути нужно содержать в нормативном состоянии, вовремя ремонтировать, поддерживать. А посмотрите, что на улице Коминтерна делается, в каком состоянии там пути! И буквально через несколько дней после аварии на мосту там был сход вагона с путей, его буквально развернуло. Все эти проблемы нужно решать».

Андрей Клепанов, член Союза архитекторов России, бывший главный архитектор Тулы:

«Надо мной в своё время смеялись, когда я предлагал убрать трамвай с части улицы Советская. Ведь там высадка и посадка пассажиров связана с необходимостью выхода на проезжую часть. При необходимости можно сделать и пересадку, особенно, если ввести единый билет на поездку, скажем, в течение часа.

Но я к трамваям на самом деле как архитектор, как градостроитель отношусь очень хорошо. Да, трамвай один из самых дорогостоящих по единовременным затратам вид транспорта. Но их когда-то уже сделали — эти единовременные затраты — в советское время. Вместе с тем это самый хороший вид транспорта по перемещению большого количества людей. И один из самых дешёвых в эксплуатации и экологически чистый».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах