Напротив «РИО» – трущобы
Речь пойдёт не о крупном городе Китая. Так называют место своего обитания жители частного сектора, расположенного в центре Тулы, в одной остановке от здания областной администрации. Они вкладывают в слово «шанхай» просторечное его значение – затхлая окраина.
Говоря об этом месте, нередко можно услышать ещё одно его название – Заповедник бомжей. Речь идёт об историческом Чулково с улицами частного сектора Пробная, Чапаева, Карла Маркса и рядом других.
Если ехать из центра города через Пролетарский мост, то первое, что попадается на глаза – современный торговый центр с множеством огней и амбициозным названием «РИО» с правой стороны дороги. А с левой – трущобы без каких-либо благ цивилизации.
Ветхие бревенчатые строения в большинстве своём времён Никиты Демидова не знают водопровода и канализации, до недавних пор все отапливались дровами. Правда, по белому. На улочках – множество заброшенных полуразрушенных избушек, от некоторых вообще остался только фундамент. На всём этом ретроспективном «великолепии» – горы мусора.
Что изменилось за 235 лет?
Если верить историческим источникам, официальной датой образования чулковской Площадки, как «вновь заделанной площади», можно считать 1784 год. По сути, уходящий 2019-й стал юбилейным для этого места. Поселению знаменитых тульских оружейников, мастеров гармонного и самоварного дела исполнилось 235 лет. Наверное, кто-то всё-таки помнил о знаковой дате или так «стеклись» обстоятельства, но газ к территории подвели именно в этом году. Великое благо цивилизации – российский газ – наконец, пришёл и в этот уголок оружейной столицы страны.
А всё остальное по списку – водопровод и канализацию – жильцы частного сектора должны проводить на собственные средства, которые исчисляются сотнями тысяч рублей. Хотя, как гласят те же исторические источники, первый водозабор в Туле был именно Чулковским. Он работал до 1972 года.
До 90-х переселяли
На излёте советской власти Чулково закономерно решили снести, чтобы улучшить жилищные условия тружеников. В 80-х годах прошлого века деревянные дома активно ломались. Вплоть до 90-х. Переселенцам предоставляли квартиры, как тогда с грустью писали СМИ, в однотипных многоэтажках. Причём, писали, наверное, те, кто ни разу не топил печку, придя с работы, и не бегал по утрам в замёрзший сортир. На сайте «Тула ушедшего века» и сейчас можно увидеть цикл фотографий «Прощай, Чулково!» со сносом вековых строений.
Но нет, попрощались весьма опрометчиво. Чулково никуда не делось. И каждый при желании может, например, прогуляться по улице Чапаева или Пробной и вкусить всю прелесть старины вместе с затхлостью её стихийных свалок. А параллельно встретить колоритных типажей. Недаром же это место зовётся Заповедником бомжей.
Жители местечка давно свыклись с тем, что их никто не замечает. Разрабатываются программы переселения из ветхого и аварийного жилья, красивеет и радует глаз центр города с его новой набережной, возрождённым кремлём, театральными двориками и всяческими фестивалями. А на Чулково как будто сама история наложила печать неизменности. И люди к этому привыкли. Тем более что их частные дома – только их проблема. С течением времени и финансовыми возможностями они постепенно её решают. Но есть вопросы, справиться с которыми им не под силу.
Принести воды – смертельный трюк
Первый вопрос – это оборудование тротуаров и светофоров. Несколько лет назад специалисты некоего автодорожного предприятия на австрийских машинах компании STRABAG уложили новый асфальт на разбитых дорогах посёлка, а про тротуары почему-то забыли. Терпеливые жители не придали этому значения, потому как привыкли, что и без них всё знают. Но не предвидели последствий.
Спустя время, чтобы разгрузить центральные улицы Пролетарского района, кто-то спланировал объездные пути как раз по второстепенным узким улочкам, многие из которых не предназначались для авто. Мало того, здесь узаконили двустороннее движение. Таким образом, на хорошем асфальте было открыто образное ралли «Париж-Дакар». О соблюдении скоростного режима никто и не думал.
На каких-то улицах от советских времён ещё остались разбитые тротуары, на некоторых же их не существовало изначально, потому что и машины не ездили. А люди ведь не только сами ходят по дорогам (ибо больше негде), детей на колясках возят, но и воду из колонки. Наверное, никто уже не помнит скрип тележки с бидоном? Ещё в 90-х годах в Туле этот принцип перевозки воды считался вполне удобным. А в заповедном Чулково он сохранился до сих пор. Людям на иномарках с затемнёнными стёклами такого эксклюзива не понять.
Нет даже светофоров на пересечении улиц, отсутствуют и лежачие полицейские. Принести воды домой превращается из бытового ритуала в смертельный трюк. Однажды молодую женщину с детской коляской на пересечении улиц Осташёва и Чапаева чуть не сбил лихач на авто, спасло просто чудо.
Лежбище криминалитета
Второй вопрос – заброшенные дома. Бесхозных сгоревших или разрушенных от времени строений – пруд пруди. На этих «отеческих» руинах можно было бы снимать фильмы о войне с Наполеоном или более поздней – с фашистской Германией, например. Пропадает бесплатный реквизит.
Справедливости ради заметим, что вывоз мусора от жилых домов налажен как часы. Всё упакованное в пакеты, организованно вывозится по графику.
Но нередки случаи, когда в исторических «заброшках» поселяются представители без определённого места жительства. Иногда, по словам местных, целыми артелями. С вытекающими последствиями. Был случай, когда такая вольная «команда» обитала в заброшенном, но относительно сохранившемся доме несколько лет, пока не спалила его. После таких нашествий остаются груды мусора, в которых плодятся грызуны.
Как рассказали местные жители на условиях анонимности, бесхозные объекты становятся излюбленным местом наркоманов. Здесь можно и оставить дозу и употребить её. А рядом с этой вакханалией растут дети, живут люди. Они периодически пытаются наводить порядок рядом со своими домами. Но нужны радикальные меры.
Сохранить как историю или снести?
Может быть, есть смысл проверить, кому принадлежат эти строения? И если найдутся владельцы, то обязать их ликвидировать безобразие? В противном случае – просто снести и разбить детские площадки и скверы, которые украсили бы город к очередной его юбилейной дате – 500-летию Кремля.
Если мы хотим сохранить историю, а заодно и развить внутренний туризм, можно было бы реконструировать Чулково как мастеровую слободу, где каждой улице был присущ свой характер производства: улица по выпуску гармоней, улица оружейников, самоварных дел мастеров и так далее. И водить по ним туристов. Здесь сохранились и уникальные строения с табличкой «Памятник истории и культуры». Только в удручающем виде. Возрожденная Чулковская слобода могла бы стать логическим продолжением тульского кремля.
… Если, конечно, в планах не значится снос всего Чулково и новая застройка. Но жители имеют право об этом знать.