Декан Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского научно-исследовательского университета Высшей школы экономики Алексей Новиков прочёл открытую лекцию в тульском арт-пространстве «Барабан». Он считает, что у Тулы есть большой потенциал, который привлечет людей разных возрастов и профессий.
Возвращенцы
Заявление урбаниста о переезде к нам москвичей звучит, возможно, несколько утопично, но на то оно и предположение, а не утверждение или прогноз.
Мы все привыкли думать, что расстояние чуть меньше 200 км от Тулы до Москвы по-прежнему является основной причиной того, что многие уезжают из нашего славного города в столицу. Да, обосновываются там далеко не все и кто-то по тем или иным причинам возвращается к родным пенатам. Эта проблема «оттока населения», конечно, не глобальна и уж тем более не катастрофична. Но мы привыкли сравнивать Тулу, например, с Новосибирском, который находится очень далеко от столицы, и поэтому-де «там всё есть» и люди замотивированы на развитие городской среды в своём родном миллионнике. Ведь совершить путешествие в Москву для них – целое дело, причём, не из простых.
Урбанист Алексей Новиков считает, что местоположение Тулы действительно долгое время способствовало тому, что наш город оказывался «в тени» столицы. Это неизбежный процесс и расстраиваться по этому поводу не стоит. Но жизнь не стоит на месте, городская среда развивается и те, кто когда-то уезжал из нашего города, вполне могут и вернуться. Причём, уже совсем в другом качестве.
«Если в Туле продолжится линия по восстановлению и сохранению культурно-исторического и музейного пространства, если продолжится тенденция по совмещению этого направления с развитием городской инфраструктуры и обеспечением современными рабочими местами, то вполне может быть, что нам стоит ждать «вторую волну» тех, кто будет стремиться сюда приехать», - утверждает Алексей Новиков.
Микшуем городскую среду
Декан высшей школы урбанистики утверждает, что «спальные районы давно ушли в прошлое», а современное городское пространство должно сочетать в себе разнородные элементы - «нужен миксовый подход».
Это поняли в столице: там отработавшие своё промышленные предприятия в центре города не сносят, чтобы построить там жильё («это был бы полный идиотизм с точки зрения экономики»), а переоборудуют: под выставочное пространство, новое производство или центры занятости. В Туле, к слову, такой подход тоже было принят на вооружение: взять хотя бы историю с заводом «Октава» и благоустройством индустриально-творческого кластера.
Тот же самый «микшированный принцип» нужно применять и при реконструкции улицы Металлистов, считает Алексей Новиков. Там должны быть и рестораны, и кафе, и музейное пространство – в общем, должно царить многообразие.
То, что эта улица станет пешеходной, также поспособствует тому, что это место может стать центром притяжения.
Урбанист приводит в пример два аналогичных столичных примера – создание пешеходной зоны на улицах Покровка и Маросейка в Москве. Это удачные проекты. Но есть и провальные – например, реконструкция отдельных московских улиц, между собой никак не связанных, ведущие из одного тупика в другой.«В этом отношении проект «Тульская набережная», на мой взгляд, очень хорош, - отмечает убранист. – Он представляет собой маршрут-замкнутое кольцо, который будет интересен многим: как туристам, так и коренным тулякам. Как молодому поколению, так и тем, кто в возрасте».
Так и хочется добавить (и не без надежды): а также тем, кто планирует к нам переехать на ПМЖ.