В Туле всего четыре подземных перехода. Два из них за последнее время существенно обновили, А во всех четырёх по программе «Доступная среда» установили подъёмники для маломобильных групп населения.
Акустика концертного зала
Пожалуй, один из лучших пешеходных переходов города – на пересечении проспекта Ленина и улицы Станиславского. Его строили к Олимпиаде – 80. По тем временам это было уникальное подземное сооружение длиной 145 метров с четырьмя входами. Каждый из них был оборудован новшеством – пандусом для детских колясок. Переход украшала олимпийская символика и даже латунная роза. А в 90-е годы его затопило водой. И только относительно недавно нашлись средства на реставрацию объекта. К празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне переход обновили, стены украсили тематическим граффити.
Одним из первых в отремонтированном переходе обосновался музыкант Евгений Галанов. Говорит, что здесь акустика как в концертном зале и машины по ушам «не ездят». До перестройки он работал сварщиком на заводе. Потом стало подводить здоровье, а другой профессии нет. Пришлось вспомнить нотную грамоту, что когда-то оканчивал курсы по классу гитары. Теперь играет в переходе. Говорит, что доходы здесь – своеобразная рулетка. Один раз – крохи, другой – вообще ничего. Еле на хлеб и воду хватает. Две зимы даже на отопление не набирал, жил в квартире без света и газа.
Вандализм в народе никто не отменял.
«Здесь стало, конечно, чисто и уютно. Но вандализм в народе никто не отменял. Раньше на всех четырёх входах стояли стеклянные двери. Сквозняков не было. А потом выбили стёкла, унесли дверные рамы. Теперь стою, как на семи ветрах. Не от хорошей жизни, конечно», – рассказывает самодеятельный артист.
Справедливости ради заметим, что Евгений за местом следит. Ни окурков, ни другого мусора замечено не было.
Окурки и горки
Второе место в символическом рейтинге подземок занимает переход на пересечении улиц Мосина и Советской. В 2018 году его капитально отремонтировали. Заменили асфальт, поручни, обновили покрытие стен, светильники внутри и снаружи и даже ливнёвую канализацию. В переходе впервые в Туле организовали торговые ряды. Вполне выгодно – место с большой проходимостью. Подземкой пользуются многотысячные коллективы двух оборонных предприятий, не считая прогуливающихся на Казанской набережной и собственно жителей города.
В итоге многолюдность обернулась не лучшей стороной. На полу – окурки, кое-где мусор. Спрашиваем у продавщиц местных палаток, кто здесь убирает.
«Каждое утро от «Овощей и фруктов» мы проходим и прометаем переход сами, – говорит работник торговли Ольга, отказавшаяся назвать фамилию. – Потом собираем мусор в кучку. За субботу и воскресенье окурков скапливается много. Официальных уборщиков от города работает четыре человека, но один раз в неделю. Они забирают нашу кучку и удаляются. Да ещё ругают нас, что это мы переход окурками засоряем. А сколько народу идёт в конце рабочих смен, никто не видит. Урны по антитеррористическим соображениям убрали, мало ли кто чего туда кинет? Но вопрос открыт, его надо как-то решать!»
Стоявшая рядом продавщица пожаловалась на поручни. Ей спускаться тяжело, приходится держаться. А поверхности перил не мылись с момента ремонта. Они грязные и скользкие. В период пандемии коронавируса это особенно опасно.
Хорошо было бы вернуть ступени.
На спуски и подъёмы пожаловался и слесарь механо-сборочных работ ТОЗа Сергей Евграшин: «Мосинский переход – единственный в Туле, где нет ступеней на сходах. Мы на смену идём очень рано – к 7 часам утра. И зимой наледь на них не успевают обрабатывать. А иногда и песок не помогает. Просто каток под ногами. Хорошо было бы вернуть ступени, потому что на них устойчивее держишься. Особенно проблематично зимой людям в возрасте. Ни подняться, ни спуститься».
Кому нужны подъёмники?
Подземкам на пересечении проспекта Ленина и улицы Каминского, а также у Тульского государственного университета повезло меньше. До них капитальный ремонт не дошёл. Недавние граффити о героях Куликовской битвы и войны 1812 года уже облупились, а асфальт, ступени и ливнёвку в переходах просто не меняли. Выбоины и ямы повсюду.
«Может, и не надо никакого ремонта? – заявил в разговоре бизнесмен, не пожелавший представиться. Он шёл от Главпочтамта в сторону проспекта Ленина. – Сейчас здесь гранитные ступени. Я их помню с того, момента, как впервые познакомился с этим переходом. А если начнут ремонтировать, всё упростят, удешевят и положат непонятно что. Я не считаю, что переход требует капитального переустройства. Просто здесь нужен качественный ремонт и поддержание чистоты. Я, например, не сторонник электрических подъёмников для колясочников, которые сейчас стоят во всех переходах. Знаете, сколько они стоят? Миллиона четыре каждый. Но я не видел, чтобы кто-то из людей с ограниченными возможностями ими пользовались. Подъёмник есть, а то, что человек даже спустившись на нём в переход, дальше не проедет на коляске по разбитому асфальту, никого не интересует.
Модная фраза «доступная среда» заменяется бессмысленной тратой денег. Более удобен для детских колясок и колясочников обычный пандус. Только не надо его устанавливать под углом в 70 градусов. За 4 миллиона можно было бы и асфальт уложить, и пандус обновить и уборщицу нанять».
Иное мнение о подъёмниках мы услышали в переходе у ТулГУ. Студенты Тульского педагогического университета Дмитрий Андреев и Анна Демидова утверждали, что сами несколько раз видели, как малоподвижные люди успешно пользуются удобными устройствами, правда, в другом переходе – на Станиславского.
Ещё один бич старых подземок – ливнёвая канализация. Во время сильных дождей их сильно затопляет.
«Здесь образуются такие глубокие лужи, которые не обойти», – поясняет инженер-конструктор Ольга Телкова, говоря о переходе на Каминского.
Последний ураган лишний раз подтвердил правдивость её слов.
Комментарий
Глава администрации города Тулы Дмитрий Миляев: В подземных пешеходных переходах регулярно производятся работы в рамках содержания. Строительство новых подземных пешеходных переходов на территории муниципального образования город Тула не запланировано.
В настоящее время на Восточном обходе ведутся работы по возведению надземного пешеходного перехода в районе Суворовского училищав рамках проведения работ по строительству 2-й очереди Восточного обвода.
Кроме того, в настоящее время проходит экспертизу проект на строительство пешеходного моста через реку Упу, который будет обеспечивать пешеходную коммуникацию между набережными Казанской и Пролетарской.