Выпускник вуза Леонид Чуканов защищает диплом своим изобретением — разработкой для тульских автомобилистов «СмартПарковка», за которой, считает он, большое будущее. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Да они в каждом закоулке
Олег Бондарь, tula.aif.ru: Леонид, уж не случай ли какой нехороший сподвигнул тебя к созданию «СмартПарковки»?
Леонид Чуканов: Так и есть. Как-то с приятелем приехали на машине в гости, он её где-то там припарковал и мы пошли по своим делам, а когда вернулись, автомобиля уже не было. Как потом оказалось, его эвакуировали, и обоснованно. Это, конечно, такая неприятная ситуация была...
Часто её потом вспоминал, особенно, когда сам стал автомобилистом и направлялся в малознакомые мне в городе места, всякий раз переживая: а припаркуюсь ли я, а не эвакуируют ли меня в случае чего? Так необходимость чёткого понимания того, где находятся парковки, платные они или не платные и натолкнули на мысль о создании мобильного приложения, в котором бы вся эта информация, со всего города, была бы собрана воедино и при этом, чтобы ещё и свободные парковочные места отображались.
— И что в итоге получилось?
— Идею расписал, оформил и подал заявку на грант. А когда конкурс выиграл, вместе со своим товарищем приступил к реализации проекта. Мы разработали собственную нейронную сеть, способную обрабатывать данные с камер видеонаблюдения, и соединили с самим приложением. Вот и всё.
— А как пользоваться вашей «СмартПарковкой»?
— Как и всяким мобильным приложением — для начала скачать и зарегистрироваться. Затем пользователь указывает пункт прибытия, скажем, кластер «Октава», и получает обозначение парковок, которые находятся в конечной точке его маршрута. Причём они могут быть не просто рядом, но и, к примеру, в минутах десяти ходьбы от пункта назначения. Автолюбитель видит всё, что есть в округе и выбирает свободные места. Они хорошо заметны, потому как занятые будут отмечены специальными значками в виде машинок. Человек получает информацию, едет и паркуется.
— Да они сейчас в каждом закоулке, их прямо очень много... Нет проблемы в видеокамерах, которые могут «выхватить» парковку. Всё упирается в вопрос доступа к самим этим камерам. Вот здесь всё сложнее и мы пока на этом месте остановились — времени на всё не хватает, к тому же защита диплома... А так всё просто: у нас есть сервер, на него поступает видеоизображение, то есть даже если вы с телефона будете вести прямую трансляцию и отдавать её нам, а мы — получать, то нейронная сеть будет эти данные обрабатывать, и приложение реально начнёт работать.
— А кто-то, вообще, помогал с этой разработкой?
— Скажем так, помогал вуз в плане организационном, то есть во всём, что связано с оформлением и подачей заявки. Вуз выступил куратором. А так, изобретение полностью наше, мы его самостоятельно разработали и запатентовали.
Это просто трэш
— Я так понимаю, ты защищаешься этим изобретением в формате «Стартап как диплом». А в чём тогда бизнес-составляющая проекта?
— Мы постоянно работаем над расширением функционала приложения. Например, уже есть вариант, когда в случае некой подозрительной активности возле автомобиля на парковке его владельцу будет приходить соответствующее СМС-уведомление. И эта услуга за отдельную плату.
— А что следует подразумевать под «подозрительной активностью»?
— Допустим, один автомобиль, выезжая с парковки, «притёр» другой и уехал. Это будет заснято на видео и может быть передано пользователю приложения. У нас это проработано, но «на костылях», потому что нейронную сеть надо обучать, а мы пока не обладаем таким ресурсом. Возможность для такой функции есть, но необходима доработка с учётом юридической стороны. Мы не можем передавать такое видео, пока это не будет согласовано с правоохранительными органами.
«Подозрительная активность» может также срабатывать и при наличии каких-то людей в непосредственной близости от машины. Это могут быть угонщики, хулиганы или просто опасно играющие дети. Но сейчас у нас «подозрительная активность» реализована так, что реагирует вообще на всё. Это очень плохо. Например, кто-то может просто идти рядом и говорить по телефону, а пользователю уже придёт тревожное сообщение. Мы когда тестировали программу, то она фиксировала подозрительность даже в том, что рядом с машиной какой-то там голубь ходил. Это просто трэш... Нейронную сеть, ещё раз повторю, нужно обучать.
— Хотим, чтобы приложение предлагало пользователю оптимальный маршрут от начальной точки движения автомобиля до парковочного места. А ещё — анализ загруженности парковок. Допустим, если вам завтра в три часа дня нужно быть возле какого-то торгового центра, то вы можете посмотреть, сколько обычно в это время машин там паркуется, то есть познакомиться со среднестатистическими данными. По части функционала пока на этом всё. Это и так уже очень много, ну и долго всё это делать, потому что на обучение нейронной сети не пять минут уходит.
Соблюсти кучу моментов
— Приложение вообще сейчас работает, им кто-то пользуется?
— Нет, пользуюсь только я и тот человек, который со мной этот проект реализует. Мы сейчас занимаемся его доработкой и шлифовкой, чтобы всё было красиво. А чтобы само приложение было доступно пользователям в том же Google Play и Apple Store, его надо опубликовать. А это сложно очень... Там просто нужно соблюсти кучу разных моментов. Но это будет обязательно.
Я почувствовал, что эта история прикольная, но нужны деньги, чтобы её хорошо развивать и пиарить в дальнейшем. Если подключать все камеры Тульской области, то нужно и очень большое хранилище, большие мощности, чтобы нейронка могла всё это обрабатывать и чтобы не было такого, что видео снято сейчас, а результат приходит только через сутки. По идее охватить приложением планируем только Тулу и посмотреть, насколько эта история заходит и насколько будет востребована. А по всему нашему региону... Ну не знаю... Я часто езжу по области и понимаю, что на большей части её территории вообще нет никаких проблем с парковкой, хоть где угодно машину ставь.
— Прежде всего, конечно же, это парковка у «Макси» — большое такое, огромное пространство... Сделали хорошую парковку возле «Гостиного двора», но лично у меня по этому поводу возникают вопросы. Я понимаю, что это для многих, наверное, удобно, но ведь это же центральная площадь города, площадь Ленина... С точки зрения истории, этики что ли, оставлять там машину, на мой взгляд, это так себе... Очень интересно посмотреть, как будет организована парковка возле Белоусовского парка с той стороны, где сейчас строится аквапарк.
Я бы, например, вместо как раз этого аквапарка и обустроил бы там место для автомобилей. Сам по себе Центральный парк — уже огромный объект, он привлекает к себе большое количество людей и требует соизмеримого по масштабу паркинга. А там, насколько мне известно, автолюбители уже сейчас сталкиваются с проблемой парковки и в процессе её поиска вынуждены порою проявлять изрядную изобретательность.
— Возвращаясь к твоему приложению, как думаешь, насколько оно оригинально?
— Таких грантов, на подобную тему, по стране достаточно много. Убедился в этом, когда изучал статистику. Все они имеют свои особенности, свой какой-то прототип, но в принципе — схожи. У меня даже есть мысль попробовать объединиться с их авторами, вычленить из всех разработок всё самое лучшее и всем вместе сделать единое приложение, которым можно пользоваться по всей России...