aif.ru counter
80

Знания на расстоянии. Как проходит дистанционное обучение

Чем быстрее росла цифровизация, тем громче были слышны голоса, предрекавшие отмирание традиционных школ. Вполне естественно, что копьютеризация заставила задуматься над этим вопросом учёных. И они тоже приходили к похожим выводам.

Так, например, в Высшей школе экономики в 2017 году ректор Ярослав Кузьминов заявил, что в течение пяти лет традиционные занятия заменят онлайн-курсами. Причина этому – низкая посещаемость лекций (15–17), а вовлечённость ещё ниже. Преподаватели тогда недоумевали – они считали, что студенты сами не смогут осваивать материал. Но исследование, проводившееся в трёх российских вузах, показало, что формат обучения на результаты и оценки не повлиял. Но вот что важно: студенты, занимавшиеся онлайн, были менее удовлетворены курсом.

Дистанционное обучение – это для детей, которые на самоконтроле.

Это не учение

Примерно то же самое мы можем наблюдать и сейчас, за немаловажным исключением – для нас дистанционное обучение – вынуждено и повсеместно. К нему не был готов никто: ни образовательные учреждения, ни дети, ни родители. Самый большой удар пришёлся на школы. Студенты уже сами могут организовывать своё время, к тому же у большинства из них навык самообучения в том числе и онлайн, уже выработан просмотрами многочисленных лекций вне университета. Школьники ещё этого не умеют, а ведь у многих из них на носу экзамены. 

«В сложившейся ситуации выхора другого нет, - рассказывает учительница русского языка и литературы Елена Новосёлова. - Мы должны довести детей до конца года. Готовы, конечно, были к этому слабо. Каждый выходит из положения, как может. Помогают электронные платформы – подсуетилось управление образования. Но тут много зависит от ребёнка – ему это захочется открывать? Будет ли у него контроль со стороны родителей? Дистанционное обучение – это всё-таки для детей, которые на самоконтроле, занимаются на 4 и 5. А их очень мало. Учителя, конечно, оказались в очень тяжёлом положении. Сначала был шок, никто не знал, что делать. Я для себя нашла вариант – работа по скайпу. Делю классы на группы, чтобы всех видеть и отрабатываем всё, что нужно. Рабочий день из-за этого теперь длится с 10.00 до 19.00. Нагрузка увеличилась и на учителя, и на ребёнка. 

Некоторые темы разбирать в таком формате – гибель. Придётся корректировать программу и переносить это на следующий год. И так каждому из учителей.

При этом большое руководство хочет помочь – предлагает семинары, вебинары. Но как помочь, если у ребёнка нет компьютера? У нас был такой в школе. Потом, правда, как-то достали ему.

Как учителю основного предмета мне ещё очень жаль детей, которые сидят сутками, чтобы выполнить ОБЖ, физкультуру. Я живу в частном доме, вчера соседский третьеклассник прыгал на участке в длину, а мама измеряла прыжки, всё это снимали на камеру – так физкультуру сдавали в его лицее. Наша школа в этом отношении правильная – мы все на самоконтроле, детей щадим. Я, понимая ребят, даю минимальное домашнее задание. Дети тоже стараются, мои уже привыкают к скайпу, не стесняются отвечать. Но вся эта ситуация дала нам возможность понять - никакое дистанционное обучение не заменит живое общение учителя и ученика.

Никакое дистанционное обучение не заменит живое общение учителя и ученика.

В общем, все мы понимаем, что это не учение, а выход из ситуации. Но выбора нет, надо работать».

Непомерная нагрузка

9-классница Лада Пешкичева одна из тех, кто уже успел соскучиться по школе.

«Насколько я знаю, у нас в школе реализуют один из лучших вариантов дистанционки, - говорит Лада. – Учителя сами выбирают формат и время занятий, конечно, соблюдая нужное количество часов. Но всё равно это оказалось сложнее, чем мы все думали. Сначала это выглядело как внеплановые каникулы. Казалось, что и поспать можно подольше, и время на дорогу до школы и обратно теперь свободно. Но потом оказалось - на то, чтобы разобраться с электронными системами и привыкнуть к ним, нужно сил побольше, чем дойти до школы. А ещё я очень скучаю по учителям. Всё-таки живой урок гораздо интереснее и веселее». 

Родители теперь и учителя, и директора, и методисты, и психологи – выполняют все функции школы. А ведь они всё ещё остаются родителями и работниками.

«Мой день сейчас начинается с уроков сына, - говорит Ольга Николаева. - Надо зайти в электронный дневник, на все порталы, где проходит обучение, открыть презентации, вложения, загрузить, переслать, распечатать, объяснить сыну, как со всем эти разобраться. Тестовые системы периодически слетают, сын злится и расстраивается, когда из-за этого не может выполнить задания. Все на нервах. А заканчивается мой день своей работой. Которую никто не отменял. Заканчивается и с ней же плавно переходит в ночь. Именно ночью и приходится делать всё то, что следовало бы делать днём вместо уроков. Я понимаю, что другого выхода у нас нет и учиться надо. Но сейчас переход на такую систему для нас стресс. Надеюсь, что со временем всё станет организовано получше и мы сами привыкнем». 

Так как же привыкать?

Психолог Евгения Кротова считает, что несмотря на все очевидные минусы этой системы, нам нужно не углубляться в них, а научиться с этим работать, потому что неизвестно ещё, когда мы вернёмся к привычному режиму.

«Мои советы обо всём в самоизоляции как всегда начинаются с подготовки окружающей среды к рабочему формату. Для онлайн-занятий не подходит домашняя одежда. Она создаёт когнитивный диссонанс и мешает настроиться на обучение. Ещё нужно подготовить аккуратное рабочее место. 

Рядом с ним повесьте расписание занятий. Так ребёнку будет легче настроиться на учебный. Иногда маленьким детям нужно присутствие родителей на уроке. В этом нет ничего страшного. Со временем ребёнок будет больше погружаться в предмет, разбираться в нём и ваше присутствие уже не будет необходимо. Во время дистанционного урока уберите телефон и отключите уведомления из социальных сетей, чтобы ребёнок не отвлекался. В общем, старайтесь воссоздать атмосферу максимально похожую на школьную. А тот факт, что в перерыве ребёнок может полежать на диване или сходить на кухню и съесть что-то вкусное станет приятым поощрением, которого у него не было в школе. Поддерживайте ребёнка. Объясните ему, что то, что он не справляется с новыми электронными системами – абсолютно нормально: ему просто нужно привыкнуть, да и они не всегда идеальны, так что это не его вина».

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах