Примерное время чтения: 8 минут
374

Виртуальный аутизм. Педагог о неформальном подходе к обучению

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. "АиФ в Туле" 12/08/2020
pixabay.com / pixabay.com

Учительница Марина Ступникова рассказала об онлайн-обучении, проблемах в образовании и виртуальном аутизме.

Протест против онлайн-обучения

Олег Бондарь, «АиФ в Туле»: Марина Сергеевна, школы столкнулись в этом году с новым форматом обучения. Как вы относитесь к онлайн-учёбе?

Фото: Из личного архива

Марина Ступникова: Надеюсь, что онлайн-уроки мы уже пережили, и они прочно останутся в прошлом. Отдельного внимания при дистанционном обучении заслуживает психологическая сторона процесса для первоклашек. Ведь они не старшеклассники, и чуть что - сразу в слёзы. Переживания возникали при зависании системы и любом техническом сбое: «Где Марина Сергеевна и что нам делать?» Всё это сложно. Но, тем не менее, мы с родителями получили очень хороший опыт, и теперь готовы использовать новые площадки для параллельного выполнения некоторых заданий на дистанционке. При этом возник интересный эффект - не смотря на предрасположенность нынешнего поколения к виртуальности, у детей возник своеобразный протест против такой формы. Нам не хватало того, когда мы все вместе. Значит, не всё так и плохо.

Досье
Марина Ступникова. Родилась 15 марта в Туле. После окончания Тульского педагогического училища принята на должность учителя начальных классов в школу №8 г. Тулы (ныне Центр образования №19), где проработала 28 лет и трудится в настоящее время. В самом начале карьеры заочно окончила ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Награждена грамотой Министерства образования РФ, знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», медалью «Трудовая доблесть», грамотой губернатора Тульской области. Победитель Всероссийского методического конкурса «Интерактивный учитель-2013», призёр Всероссийского конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». 17 июля 2020 года отмечена благодарностью Президента РФ.

Гаджеты лишают многого

- Сейчас все говорят о всепоглощающей зависимости от гаджетов. Как справляетесь с проблемой в вашем классе?

- Ещё некоторое время назад виртуальный аутизм был характерен лишь для старших классов, потом стал распространяться на средние, а теперь охватил и начальные. И неизвестно, во что эта проблема ещё выльется в будущем. Ведь, если сравнить медицинские карты первоклашек 20-летней давности и теперешних, то в последних можно обнаружить массу хронических заболеваний, и причины некоторых их них в той или иной степени зависят от увлечения гаджетами. 

В памяти всегда остаётся всё нестандартное.

В нашей школе нет строгого запрета на использование детьми мобильных телефонов. Но, например, в моём классе на этот счёт выработан чёткий алгоритм действий. Мы определились, что телефон нам необходим для связи, он находится в портфеле и переключён на беззвучный режим. А пользоваться мобильником, что доказываю на собственном примере, можно только после уроков. Первое время дети маялись, мучились и говорили, что на переменах им нечем заняться, но потом привыкли. Считаю, что увлечение гаджетами лишает наших детей многого, если не главного.

К примеру, когда ездили классом в Москву на спектакль, дети в автобусе между собой не общались - кто был в наушниках, кто играл и т. д. А ведь это путешествие, во время которого можно получать живые впечатления. Всю дорогу мне приходилось обращать их внимание на то, что за окном открываются красивые виды - лес, река Ока... 

- А не выходит ли это уже за рамки профессии, когда вы пытаетесь влиять на детей и вне учебного процесса?

- А как иначе?! Просто прийти в школу и провести уроки, дав голую информацию по предметам - так не получится, это для учителя начальных классов невозможно. Нужно ощущать детей в целом, как формирующихся личностей, а не как носителей информации на уроках с такого-то часа по такой. Я пытаюсь создать вокруг каждого ребёнка ситуацию успеха, а он зависит не только от полученных знаний по предметам. Есть любовь к делу, а есть любовь к ученикам. Верю, что у меня есть и то и другое. Мне повезло, что работаю в школе, которая постоянно находится в состоянии эксперимента и мне эта деятельность близка. 

- А сами занятия по предметам, как выстраиваете?

- Главное в моём преподавании - это развитие через деятельность. Так, на уроке математики по теме «вес» мы решили взвешивать безменом свои портфели и определять, что в них лишнее. Дети были заранее предупреждены об этом и принесли с собой весы. Процесс настолько увлёк ребят, что стал неожиданностью и для меня самой. По такому же принципу осваивали и тему длины - мерили класс сперва «метром», а затем и шагами, что вызвало особое воодушевление, ведь шаги у всех разные. Потом им стало интересно и они стали замерять линейками длину и ширину парт. Так через наглядные примеры учебный материал становится понятней и усваивается легче. В памяти остаётся всё нестандартное.

Ещё использую на уроках принцип соревновательности, когда класс делится на две команды и готовится по определённой теме к состязаниям. К примеру, по чтению берём какое-нибудь произведение и проводим по нему групповую викторину. Такая форма очень хорошо подстёгивает каждого из учеников к соответствию уровню всей команды. Ведь если кто-то не отвечает на вопрос, значит, подводит всю группу, что впоследствии, задев самолюбие, вынуждает его готовиться к ответу более тщательно. 

Всё хорошо, но проблем хватает

- Какие проблемы в сфере образования существуют, по-вашему, в нашем регионе?

- Прежде всего, это наполняемость классов. Количество учеников в классах некоторых тульских школ доходит порою до 40 человек. Это ненормально. Микрорайоны города разрастаются, а школ не хватает. Учителя ещё могут как-то приспособиться к такой расширенной аудитории и провести уроки, но качество получаемых знаний каждым из учеников переполненного класса уже вызывает сомнение. Оптимальная численность учеников в классе - 25. И даже три-четыре человека сверх нормы существенно могут повлиять на общий процесс для всех в классе. В этом я убедилась на собственном опыте.

По-прежнему обращает на себя внимание и кадровая политика. В нашем центре образования на 16 классов молодых учителей всего четыре. А специальность учителя начальных классов в городе востребована ещё больше. Даже не представляю, как будет, когда возрастные учителя начнут уходить на пенсию. Конечно, школам необходимы молодые кадры.

Учиться на ошибках других

- Что повлияло на ваш выбор профессии?

- Желание исправлять ошибки, которые, как мне казалось, допускают учителя по отношению к ученикам в мои школьные годы, привело к мысли стать педагогом. На мой взгляд, с детьми нужно было общаться менее жёстко, а интерес к учёбе вызывать и поддерживать более демократичными способами. Лично я постоянно испытывала страх перед учителем, боялась ошибиться. Тогда на собственном опыте и поняла, что эта боязнь сковывает ребёнка и не даёт ему раскрыться в полной мере. Мне хотелось, чтобы в подходе к детям было больше любви и мягкости. Эти ощущения живут во мне до сих пор и свою педагогическую деятельность соизмеряю с ними постоянно. Учитель начальных классов должен быть, прежде всего, психологом и к каждому ученику находить индивидуальный подход. Обязательно нужно учитывать остроту восприятия детей, иначе ребёнка можно травмировать и не лучшим образом повлиять на его становление, как личности. Но школьные годы запомнились не только «просчётами» педагогов. Было и много хорошего, что также в немалой степени определило выбор мною профессии. 

Каждый учитель волнуется перед 1 сентября и знакомством с новыми учениками.

- С какими трудностями вы столкнулись, став учителем?

- Я добросовестно училась в училище, у нас были замечательные преподаватели (некоторые из них и сейчас там трудятся), они готовились нас к профессии многопланово, поэтому начинать работу учителем мне было несложно. Тем более меня умело поддержала тогдашний директор школы, любовь всей моей жизни, заслуженный учитель РФ Алла Львовна Новикова. Она меня увидела на государственных экзаменах в училище, потом пригласила в школу, и была в дальнейшем учителем не только для меня, но и для всех учителей нашей школы.

Благодаря ей, коллектив буквально фонтанировал идеями и, попав в эту атмосферу, я даже испугаться не успела. Хотя становиться учителем, когда тебе самой едва исполнилось 18 лет, по определению должно быть непросто. Но при такой поддержке я вошла в профессию уверенно и коленки перед первым уроком не дрожали. Хотя волнение присутствует всегда, особенно перед 1 сентября, когда собираюсь знакомиться с новыми учениками. В таких случаях всегда думаю: а вдруг не оправдаю их доверия? Ведь в таких случаях дети безропотно смотрят на меня широко открытыми глазами и уже изначально настроены на то, что я всё могу. А каждое моё слово, движение воспринимают, как знаковое по отношению к себе. И это специфика начальных классов. Потом в старших классах это частично развеивается. Но это и нормально, ведь мы живём в определённом социуме.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах