7 декабря в Тульской области более 5000 одиннадцатиклассников написали итоговое сочинение. На протяжении девяти лет «зачет» – одно из условий допуска к государственной итоговой аттестации. Tula.aif.ru побывал в центре образования №34 и узнал, поменялось ли что-то за эти годы.
6 тем, 3 направления, 1 сочинение
…В коридорах и аудиториях - тишина: школьники, одетые черно-белые костюмы, готовятся к важному испытанию. Они уже знают, что им достанется тема по одному из направлений: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека». Но какая именно, становится известно лишь за 15 минут до начала аттестации.
Как отмечают педагоги, ежегодно, темы близки и подготовиться к сочинению несложно.
…Перед каждым из учеников бланк с шестью темами:
- Какую жизненную цель можно назвать благородной?
- Что такое взаимопонимание?
- Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодежи?
- В чем ценность исторического опыта?
- Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
- Что делает человека подлинно счастливым?
Ребята выбирают ту, что им ближе. Работа началась.
Структура сочинения неизменна. Оно должно содержать тезис – кратко сформулированная мысль текста, хотя бы один аргумент - отсылка по теме к литературному произведению - и вывод. При этом есть ограничение по количеству слов – их должно быть не более 350. На всё у ребят 3 часа 55 минут.
Для аргументов будущие выпускники могут использовать любую литературу. Есть список рекомендуемой, куда входит русская классика - «Война и мир», «Обломов», «Капитанская дочка», «Преступление и наказание», «Мертвые души» и «Отцы и дети», но, как рассказывает замдиректора МБОУ ЦО №34 Оксана Новиченко, ребят не ограничивают в использовании более современного творчества. В последнее время ученики все чаще обращаются к произведениям писателей второй половины 20-го века – Валентина Распутина, Евгения Замятина и Александра Солженицына.
«Могут быть как русские, так и зарубежные произведения. В прошлом году, например, некоторые наши выпускники приводили в примеры японскую литературу, - говорит замдиректора, замечая: - Углубленные знания по литературе – это замечательно, но желательно не приводить в примеры слишком много произведений. Текст не должен превратиться в пересказ сюжетов или перечисление».
Кстати, школьники с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды пишут не сочинение, а изложение с элементами сочинения. Время его написания увеличивается на 1,5 часа и перерывы на еду и отдых не засчитываются в сдачу «зачета».
305 школ
…За партами сидит по одному человеку, чтобы никто не мог переговариваться или списывать. В каждой аудитории за учениками наблюдают преподаватели. При этом учителя русского языка и литературы присутствовать здесь не могут. Приносить с собой в аудиторию телефон и запрещено, но можно воспользоваться орфографическим словарём.
«Главные требования – самостоятельность. Чаще всего ошибки возникают из-за переживания: это фактические неточности и пересказ произведения. Вторая ошибка допускается по той причине, что у сочинения есть фиксированный объем», - подчеркивает заместитель директора.
Сегодняя сочинение написали в 305 школах региона, как рассказала министр образования Тульской области Оксана Осташко. Сочинения будут проверять специальные комиссии в школах. Оценки за свои работы ребята узнают не позднее 22 декабря.