Электронные дневники, лекции по «Зуму», общение через «Ватсап» - сегодня учиться надо не только детям, но и взрослым, особенно учителям. В 2020 году пандемия внесла свои коррективы, перестроиться надо было быстро всем – кто-то с задачей справился, кто-то – нет. В этом году с дистанта вышли, а полезный опыт онлайн-обучения многим пригодился.
Экзамены по скайпу
«В 2020 году наша группа ушла на удалёнку. Прямо с 1 курса, - рассказывает третьекурсница Юлия Агапова, обучающаяся на вечернем отделении. – Сейчас у нас есть выбор: кто хочет, может приходить в университет на занятия, остальные – продолжают обучаться дистанционно. Честно признаюсь, что два года назад была противником онлайн-образования. Мне хотелось ходить на лекции, делать конспекты, ведь так всё усваивается лучше».
Юля родом из Тулы, а учится в столичном вузе. За пару лет её мнение об онлайн-обучение изменилось. Теперь девушка уверена, что плюсов больше и переходить на традиционный офлайн она не собирается, по крайней мере, пока преподаватели оставляют такую возможность.
Плюсы, о которых говорит Юлия, подтверждают все – и школьники, и студенты, но есть и минусы.
«В основном они связаны с технической частью. Какие-то уроки пропадали, платформы, на которых проходили занятия «глючили», учителей было не слышно, презентации к урокам не показывались и т.д.», - рассказывает восьмиклассница Анна Власюк.
Возможностей на различных платформах разные: можно показывать презентации, добавлять иллюстрации, звуки, иные наглядные материала, записывать видео урока. Но вопрос качества связи по-прежнему остаётся открытым – для того, чтобы всё это работало, как часы, необходим стабильный и быстрый интернет, который есть пока не у всех ребят, например, в отдалённых районах.
Внутренняя дисциплина
Есть ещё один спорный момент, который нельзя отнести ни к плюсам, ни к минусам – всё зависит от человеческого фактора. Речь о личной ответственности.
«Есть один нюанс: качество обучения страдает из-за низкой мотивации ученика сидеть дома», - говорит учитель русого языка и литературы Павел Инякин.
Даже уже, казалось бы, взрослому студенту, не всегда бывает просто дисциплинировать себя и не отвлекаться на сторонние факторы, что же говорить про детей, которых-то и в классе не всегда удаётся сразу угомонить.
Поэтому возможность онлайн-обучения – скорее для тех, то уже точно знает, что ему нужно и как он хочет развиваться дальше. В этом случае обучение на удалёнке становится удобным инструментов для достижения своих целей.
«Когда ты получаешь запись лекции, презентацию и в электронном виде книги и материалы, по которым тебя учат – это очень облегчает жизнь. Ведь на лекции можно что-то пропустить, не успеть записать, не понять и забыть. Главное – взять себя в руки и научиться заниматься самостоятельно. Самообразование сейчас занимает большую часть нашего времени, при очном обучении, всё же гораздо больше роль общения с педагогом. Кстати, все книги у нас только электронные, так было уже и на очке. У нас нет такого понятия, как принести с собой на пару учебник. Это тоже удобно, не нужно таскать тяжёлые книжки».
Кроме лекций, которые присылают учителя, и электронных книг, в образовании появились и стали популярными онлайн-школы и образовательные платформы.
«Одна из наших учителей задаёт периодически нам задания на Skysmart и «Учи.ру», - делится Анна Власюк.
На этих платформах можно изучать как обычные школьных предметы – математику, русский и английский языки, литературу, физику, химию, так и пройти современные курсы по финансовой грамотности или программированию. Подобных площадок для онлайн-обучения много, главное выбрать ту, что будет удобна и ученикам и учителю. Кстати, для родителей, как правило, тоже есть отдельные рекомендации и курсы.
Технологии до…
К слову, образовательные платформы существовали и до пандемии, но пользовалась ими единицы. Получается, вынужденная самоизоляция лишь ускорила внедрение современных технологий в нашу жизнь. Интерактивные доски, электронные дневники и чаты в соцсетях появились задолго до 2020 года.
«Я начала пользоваться электронным дневником с четвёртого класса – примерно с 2017-2018 года, - говорит Анна. – И уже со второй половины 2018 года перестала вести бумажный дневник».
Сейчас электронные дневники есть у всех тульских школьников. По желанию, кто-то может вести и бумажный, но таких ребят единицы. А вот учителям приходится до сих пор вести бумажные журналы для себя, так как в школах плохой интернет и в основном заполнить электронный дневник получается только дома.
В электронном дневнике можно посмотреть домашнее задание, оценки, статистику по своей успеваемости и школьные объявления. Всё это находится под рукой, прямо в телефоне. Но вновь возникают сложности, так как программа до сих часто выдаёт ошибку и «виснет», как отмечают ученики.«Программа гораздо удобнее, чем бумажный дневник. В него также можно вносить правки», - рассказывает Павел Инякин.
«Захожу в электронный дневник по несколько раз в день отслеживаю оценки и успеваемость сына. Очень удобно, как раньше без них жили, не знаю, - рассказывает мама пятиклассника Елена Сидорова. – Кстати, общий чат с родителями и классным руководителем – тоже новшество (для нас – детей 90х), которое сильно облегчает жизнь. Наша учительница скидывает туда фотографии с мероприятий, контрольные и самостоятельные работы, сообщает о событиях в школе».
Для родителей технологии тоже не стоят на месте. Разработан так называемый «родительски контроль» чтобы защитить ребенка от получения не нужной и некачественной информации. Или же более лайтовая версия этого – установка на гаджетах ограничения по возрасту.
Захожу в электронный дневник по несколько раз в день. Очень удобно, как раньше без них жили, не знаю
«Детский контроль у нас был ровно три месяца. Потом ребёнок стал манипулировать тем, что я ему не доверяю, убедил меня удалить приложение. На самом деле в этом есть доля правды. Мы ограничились защитой сайтов (до 16+)».
Какими технология пользоваться – решает каждый сам, главное – не отрицать всё подряд, а приобретать то, что поможет развиваться и сделает жизнь комфортнее.