Как на местных вузах отразится выход из Болонской системы образования? Улучшится ли качество подготовки студентов? О плюсах и минусах очередной революции в образовании рассуждаем с профессором, Заслуженным химиком РФ, Почётным гражданином Новомосковска Евгением Голосманом.
Вокзал не сносить!
Ольга Ланина, «Аиф в Туле»: Евгений Зиновьевич, в мае этого года министр образования и науки РФ Валерий Фальков сказал, что к Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Что за этим последует для высшего образования в регионах?
– Ещё с советских времён у нас была выстроена разумная система образования. Может быть, её следовало в чём-то подкорректировать в соответствии с велением времени, но слепо копировать Болонскую систему и рубить под корень прежнюю, наработанную десятилетиями, на мой взгляд, было нельзя. Я часто привожу такой пример: если плохо работает вокзал, его же не сносят, а меняют начальника вокзала.
Основными новациями, которые пришли к нам, стали ЕГЭ и деление высшего образования на два уровня: бакалавриат и магистратуру.
Единый государственный экзамен позволил студентам из регионов поступать в столичные вузы. Но эта система оценки знаний превратилась в натаскивание ученика на ответы к определённым вопросам и упование на удачу. Проблема натаскивания и расчёт на удачу приводит к неглубоким знаниям.
В итоге, инструмент учебной и социальной мобильности школьников обернулся потерей фундаментальных знаний у целого поколения молодёжи. Система «бакалавриат–магистратура» тоже приемлема не везде. Может быть, такое обучение оптимально для гуманитарного направления, не могу судить, потому что я – химик. Но совершенно очевидно, что она исключает подготовку полноценного инженера. Инженерные вузы требуют особых условий – огромной технической базы с опытными установками.
Настоящего инженера невозможно выучить за четыре года. Я многократно выступал по этому поводу на Менделеевских съездах. Да и не только я, это мнение поддерживали многие учёные. Если стране не хватает техников, и техникумы не справляются с этой проблемой, то давайте выпускать их из региональных вузов? Но это не выход из положения.
Нужно готовить полноценных техников и квалифицированных инженеров, а не суррогат в одном и другом случае. И не морочить голову работодателям, что к вам пришёл инженер. А этот «инженер» ещё два года учиться должен.
Если говорить о том, что студент может продолжить обучение в магистратуре, то и тут не всё гладко. Многие ребята, желающие углубить знания по выбранной специальности, стремятся уехать в крупные федеральные вузы. Некоторые поступают туда изначально после школы. Но там же готовят теоретиков или аналитиков! Они тоже, конечно, нужны. Но не в огромных количествах.
Инженер – это прикладник на конкретном предприятии. Кто же будет развивать промышленность в регионах, если перестать их готовить? По данным Академии наук и Комитета по науке и технике, 80% иногородних студентов остаются в мегаполисах и уже не возвращаются. Кто же будет работать на заводах, в КБ, в НИИ по всей стране?
Я – сторонник специалитета для инженеров. Могу понять, кто такой бакалавр или магистр физики, математики, философии. Но бакалавр машиностроения или металлургии звучит даже как-то не по-русски. Если эта проблема не будет решена, то мы попадём в серьёзную ловушку.
Последнее решение в отношении региональных вузов связано с тем, чтобы увеличить число бюджетных мест по всем региональным вузам страны. И это здорово. Но разрушение прошло уже очень серьёзное. Многие вузы сократили преподавательский состав или вообще закрылись. Вновь «вырастить» преподавателей вузов, особенно в провинции, дело непростое.
На это могут уйти годы. Это очень серьёзная проблема, которая была создана, на мой взгляд, переходом на Болонскую систему. Поэтому, то что наметилась тенденция отхода от неё я воспринимаю как очевидный положительный момент.
Без революций!
– Значит, опять школяров и студентов ждёт бурная перестройка образования? Хотя, от ЕГЭ отказываться, вроде, не собираются.
– Здесь важен плавный переход, а не революционные решения. Систему образования нужно менять, но не спеша, поэтапно. Время требует того, чтобы у детей развивали заинтересованность в изучении технических наук. Даже в химическом регионе, коим является наша область, с его гигантскими химическими предприятиями Новомосковска, Щёкина, Ефремова и других, в вузах не очень высокие конкурсы на факультеты, связанные с химией. Как можно увлечь детей химией, когда в школах на преподавание этого предмета в 8–9 классах отводится 2 часа в неделю, а в 10–11 классах – 1 час в неделю? Чтобы повысить интерес ребят к химии, физике и другим точным наукам, нужно создавать центры детского творчества и отбирать туда талантливую молодежь.
Образование будущего – это культ учителя и подготовка кадров на основе модернизации советской системы.
– Но процесс в этом направлении у нас в регионе уже, вроде, идёт. В Туле, например, создан «Кванториум» и в Новомосковске ведётся работа.
– В Новомосковске функционирует свой «Кванториум», есть и детский центр «Квант», организованный Фондом Андрея Мельниченко – руководителя одного из химических гигантов. Здесь начали проводить дополнительные занятия для школьников, конкурсы и конференции.
В начале июля, например, педагоги из центра летали в Барнаул на V Всероссийскую научно-практическую конференцию образовательных центров Фонда. Маститые учёные и школьные педагоги пришли к единому мнению, что нужно разрабатывать и внедрять специальные программы преподавания естественно-математических дисциплин, поощрять педагогов в школах.
Ведь, как сказал один из выступающих, образование будущего – это культ учителя и подготовка соответствующих кадров на основе модернизации советской образовательной системы. Кстати, победители олимпиад «Кванта» поступили в Московский государственный университет и Российский химико-технологический университет.
В Новомосковске строится ещё и центр «Созвездие». Это будет всем известный «Сириус» в миниатюре – центр с современными лабораториями, бассейном и спортивными площадками. Планируется, что талантливые дети здесь будут учиться с проживанием. Это, конечно, даст путёвку в жизнь очень многим ребятам.
Найти талантливых учеников – проблема, а найти талантливых учителей – ещё большая проблема.
Одарённые подтянут
– Выращивать гениев штучно в тепличных условиях – здорово. Но как повысить общий уровень образованности детей, их нацеленность на учёбу?
– Как сказал Бисмарк: «Войну выиграл учитель». Если есть хорошее образование, это скажется на всём. Откуда оно может взяться? Хорошее оборудование школ, занятия не в две или три смены и, безусловно, талантливые преподаватели. Повторюсь, что без увлечённых педагогов ничего не получится. Найти талантливых учеников – проблема, а найти талантливых учителей – ещё большая проблема. Надо отслеживать перспективных преподавателей с вузовской скамьи и заинтересовывать их зарплатами. Есть выражение: «Талант всегда найдёт себе дорогу». Я же добавляю: «А если талант не пробивной?» Нужно помогать одарённым детям и сотрудникам тоже, которые двигают прогресс. Тогда и общество в целом повысит уровень образованности. И это движение должно быть снизу доверху и сверху донизу.
Пусть эти процессы начнут реализовываться не прямо сейчас, но сдвиги в позитивную сторону, надеюсь, будут скоро видны.
– Евгений Зиновьевич, 7 августа исполняется 60 лет вашей работы в одном отраслевом институте. Поздравляем вас со знаменательной датой, желаем крепкого здоровья ещё на долгие годы. Пусть преданность науке и дальше помогает вам в работе.
- Спасибо! Это большая, важная и интересная часть моей жизни.