Примерное время чтения: 4 минуты
64

Доклады и проекты «для галочки»? В школах предлагают отменить домашнее задание

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. "АиФ-Тула" 05/07/2023

Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков выступил с инициативой отменить в школах домашнее задание. «Это мировой опыт. Уверен, что разгрузка детей и учителей пойдёт на пользу всем», — заявил он. Так ли это?

Слишком радикально?

Егор учится в седьмом классе. На выполнение домашнего задания он тратит 2-3 часа, «если нет ничего сверхсложного», как рассказывает мама Елена Пронина. Да при это успевает три раза в неделю ходить в театральную секцию. Но так было не всегда.

«Как ни странно, но в младших классах заданий, кажется, было больше, -вспоминает Лена. — Хотя, возможно, сейчас уже есть свой ритм, и мы все привыкли».

Дети усваивают материал в своём темпе, не у всех получается быстро схватывать налету.

Идея отменять домашнее задание совсем матери двоих сыновей (младший пока ходит в детски сад) кажется слишком радикальной.

«Я бы отменила огромные доклады и презентации „для галочки“, когда ребёнок ничего не запоминает, а тупо переписывает учебник и просто читает потом по бумажке в классе или сдаёт учителю. Это тратит нервы и силы и ученика, и родителей. А вот, например, задания по литературе как можно отменить? Нельзя же всё прочитать за то время, что ты в школе».

Чтобы семьи общались

Согласно нормам, установленным в 2021 году, продолжительность выполнения домашних заданий: для 1-х классов — 1 час, для 2-3-х классов — 1,5 часа; 4-5-х классов — 2 часа, 6-8-х классов — 2,5 часа, 9-11-х классов — 3,5 часа.

Условия вполне лояльные. На бумаге. А что на деле?

«Мне кажется идея отчасти разумная, — считает Валентина Шебанова. — Жизнь человека в наше время быстротечна, а дети ещё после школы загружены многочисленными секциями, кружками. Родители — работой и домашними делами. Сейчас часто получается, что они с детьми встречаются только утром за завтраком и вечером за ужином. Отмена может дать не только лишнее время для общения с ребёнком, но и сохранит нервную систему и детям, и родителям. Я, например, прихожу с работы и занимаюсь с сыном уроками, иногда приходится объяснять пройденную тему в школе. Но я не обучалась тому, как объяснять школьный предмет. Помогаю, как умею, но ту же информатику разъяснить сложно. Итог — ребёнок плачет от того, что не понимает, у родителей — срыв. Можно как альтернативу домашнему заданию, сделать группу продленного дня и пусть педагог уже сам решает, кому остаться, подтянуть или освежить знания по тому или иному предмету».

Группы продлённого дня, к слову, идея не новая, и в 90-е году они были буквально спасением для каждой второй семьи. Тогда это было по желанию.

Сейчас некоторые предлагают сделать это обязательным. Кроме того, в нашем регионе зарождается тенденция на базе школ также создавать различные секции, чтобы ребёнку не приходилось куда-то ехать. Получается такая школа закрытого цикла — отучился, сделал уроки и тут же отправился роботов создавать или пинать мяч.

Всё дело в режиме

Среди опрошенных нами родителей и педагогов, большинство выступают против инициативы госдумовского спикера, по крайней мере в предложенной им форме.

«Дети-активисты, которые везде участвуют, конечно, очень загружены и иногда приходят ко мне на занятия уже совсем не работоспособными, — рассказывает педагог дополнительного образования Анастасия Гордюшина. — С другой стороны, домашнее задание — важный элемент образовательного процесса. Может быть, стоит подумать над оптимальным его объёмом. Или, например, выделить день или два в неделю без заданий. Я скорее против абсолютного отказа от домашней работы».

Поддерживает такую позицию и семейный психолог Марина Троецкая: «Выполнение домашнего задания помогает усвоить и закрепить полученный в школе материал. Дети усваивают материал в своем темпе, не у всех получается быстро схватывать налету. При правильной организации режима, домашнее задание не становится препятствием для посещения дополнительных кружков».

Кстати
В России после 1917 года уже отменяли домашнее задание. Тогда образование стало обязательным для всех: рабочие и крестьяне совмещали учёбу с работой, и на домашние задания у них просто не было времени.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах