Примерное время чтения: 8 минут
265

Детские сады сегодняшнего дня: сплав инноваций и советской основы

Романов Кирилл / АиФ

Наработанная практика строительства социальных учреждений со времен СССР не претерпела существенных изменений. Все здания строились по типовым проектам, имели серый и невзрачный вид, ориентированы они были на воспитание советского гражданина в коллективе, где главным принципом действия было «не высовываться» и «быть таким же, как все». Большинство этих зданий продолжают нагонять тоску на детей и их родителей и по сей день.

«Детские сады строились, исходя из определенных соображений, причем не сколько устного, сколько экспериментального характера. Если мы тщательно рассмотрим любой типовой проект дошкольного учреждения, то увидим, что он очень разумно спланирован: существуют четкие правила относительно размеров территорий, расположения корпусов. Также было грамотно спланировано расположение помещений детских групп и других помещений. Все это базировалось на результатах исследований, в том числе на анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста», — говорит дошкольный педагог-психолог и психоаналитик Полина Малахова.

Несмотря на все эти достоинства, здания детских садов советского образца все же сложно назвать разнообразными и в наше время. За годы сложилась определенная традиция строительства типовых объектов дошкольных учреждений, которая прочно вошла в стандарт российских норм. Проблема состоит еще и в том, что бюджеты регионов России не позволяют субъектам строить новые социально значимые объекты за свой счет из-за дефицита денежных средств. Единственная возможность построить детский сад — войти в федеральную программу модернизации дошкольного образования и получить софинансирование. Федеральная программа строго регламентирована и не допускает малейших отклонений от одобренного ранее проекта.

К счастью, существует альтернатива. Система дошкольного воспитания в России постепенно отходит от строго регламентированных советских стандартов; медленно, но верно внедряется творческий подход, подкрепленный основой из советских наработок. Последние тренды уловили, в том числе и архитекторы с проектировщиками. Теперь их задача — не только спроектировать функциональный детский сад, соответствующий нормам ГОСТов и санитарным правилам и нормам, но и создать интересное архитектурное решение, которое бы радовало детей и способствовало развитию их воображения. Более того, иногда властям на местах удается строить соцобъекты вообще без привлечения бюджетных денег — к строительству привлекают инвесторов, готовых вложиться в перспективные проекты.

Система дошкольного воспитания в России постепенно отходит от строго регламентированных советских стандартов; медленно, но верно внедряется творческий подход, подкрепленный основой из советских наработок.

Одним из первых в данном направлении стал частный детсад «Замок детства», напоминающий немецкий замок. Он был построен в 2013 году в поселке совхоза имени Ленина Московской области на средства самого совхоза. Детский сад расчитан на 120 детей. Дошкольное образовательное учреждение оказывает широчайший спектр дополнительных услуг — это английский язык, коррекционная работа с профессиональным педагогом, бальные танцы, театральный кружок и многое другое.

Любопытно, что почти 75% мест в «Замке детства» стали фактически муниципальными – после открытия сада, местные власти приняли решение выделить субсидии на 98 мест, учитывая невероятный интерес общественности к саду. Пребывание ребенка в новом саду оплачиваются следующим образом: две тысячи рублей выделяются из бюджета совхоза имени Ленина, восемнадцать тысяч — из региональной казны.

Весной 2017 года в московском поселке был открыт детский сад «101 далматинец», он также строился по уникальному, оригинальному проекту. Трехэтажное здание выполнено в форме кувшинки, каждый лепесток — это отдельная зона. «101 далматинец» оборудован по самым современным стандартам: здесь есть игровые, душевые, спортзал, бассейн и актовый зал.

Как рассказывал на открытии соцобъекта глава департамента развития новых территорий МО Владимир Жидкин, это уже второй сад, открытый по такому принципу. Инвестору выгодно вкладываться в такие проекты: во-первых, потенциальных покупателей недвижимости в этом районе привлечет наличие детского сада, а во-вторых, улучшается репутация и имидж компании-застройщика, ведь она таким образом проявляет заботу о своих клиентах.

Не только столичный регион старается удивить новшествами в дошкольных учреждениях. В Новохоперске Воронежской области был построен центр развития детей «Пристань детства». В 2016 году это учреждение вошло в тридцадку лучших региональных учреждений дошкольного образования. В «Пристани детства» реализуются четыре типа образовательной деятельности, ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать, чем он хочет заниматься. Разработана специальная программа, которая помогает детям вырабатывать в себе инициативность и самостоятельность. Строительство двухэтажного детского сада, рассчитанного на 280 малышей в возрасте от 1 года до 7 лет, было профинансировано из местного и областного бюджетов, кроме того, были привлечены деньги бизнес-сообщества. То есть, по сути, сад построили «всем миром».

11 декабря, глава Тульской области Алексей Дюмин принял участие в открытии нового детского сада «Город детства» в Петровском квартале г. Тулы. По сути, именно он стал идейным воплотителем данного проекта. В связи с ограниченными возможностями регионального бюджета, губернатор привлек инвестора, который вложил более 130 млн на строительство сада. Новое дошкольное учреждение рассчитано на 110 детей дошкольного возраста.

Проект детсада был разработан с учетом пожеланий самих детишек — в местных школах организовали конкурс рисунков, и работы 4 маленьких победителей легли в основу проекта фасада здания. Крыша здания с остекленной пирамидальной доминантой второго света оборудована системой автоматического проветривания. 

В помещениях для игр и сна использовалась краска с ионами серебра, что существенно для дыхания детей. В учреждении есть музыкальный, хореографический и спортивные залы, медицинский кабинет, а также бассейн со сложной системой очистки и фильтрации воды. Полы в ясельной и младших группах подогреваются, чтобы детям было комфортно играть, таким образом, можно избежать ковровых покрытий, которые зачастую являются источниками аллергических реакций.

Еще один уникальный объект, реализованный при строительстве «Города детства» — огромный аквариум с морскими рыбками, установленный в холле десткого сада. У садика будет попечительский совет, который возглавит олимпийская чемпионка по велоспорту Ольга Слюсарева. Выступая перед родителями на открытии объекта, Дюмин подчеркнул: «Я уверен, что этот детский сад не только один из лучших в Центральном федеральном округе. Думаю, мы сможем побороться за звание одного из лучших детсадов и в России, потому что вы сами видите, как здесь всё продумано».

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Еще один амбициозный проект должен быть завершен в 2018 году на Ямале. Там идет строительство детского сада «Снежинка». Жители города окружного значения Лабытнанги уже давно ждут этот объект, но долгострой не могут закончить вот уже семь лет. В детском саду будет собственный бассейн, массажный кабинет, кабинет водо- и физиолечения, спелеокамера и сенсорная комната, спортивный и музыкальный залы, изостудия и леготека, здание будет оборудовано сложной системой безопасности, исключающей проникновение посторонних. Из экзотики — в «Снежинке» будет даже собственный каток.

«Круглый год будет искусственный лед. Здесь могут проводиться как хоккейные матчи, художественная гимнастика и все остальное», — говорил начальник строительного участка Леонид Алексеенко.

Специалисты говорят о том, что инновационные детские сады — это большое благо, но администрации дошкольных учреждений стоит очень внимательно относиться к подбору персонала.

«Если инновации внедряются в дошкольный образовательный процесс с учетом интересов детей, и если там работают очень увлеченные люди, то такой подход может быть очень полезен. Главное, чтобы не было перегрузки, давления и насилия над ребенком. Потому что детсадовский возраст — это то время, когда ребенок должен еще иметь право выбора: с кем и чем ему заниматься, чтобы процесс обучения не превращался в школьное обучение, потому что в этом возрасте это преждевременно. Чрезмерное давление может оказывать сильное негативное воздействие на психику ребенка. Персонал должен быть профессиональным, понимать и знать дошкольников. Очень часто происходит так, что школьные учителя приходят работать в детские сады, и опыт, полученный в школе, переносят на дошкольников. Это неприемлемо, потому что это совершенно разные возрастные категории», — говорит директор Центра психолого-педагогической поддержки семьи «Нелишние дети», клинический детский психолог Елена Морозова.

Таким образом, можно говорить о расширении инструментов государственно-частного партнерства при строительстве социальных объектов по всей стране. На примере подобных проектов видно как повышается социальная ответственность бизнеса, растет гражданское самосознание, когда каждый гражданин чувствует свою причастность и возможность повлиять на преобразование городской среды. Руководителям учреждений дошкольного образования остается привлечь самых высококвалифицированных воспитателей, которые будут способны направить мысли и энергию детей в нужное русло. А о стенах и безопасности позаботятся власти.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах