Почему Алексей Бирюлин завидует новомосковским школьникам, из-за чего десятиклассник полюбил физику и где сегодня престижно учиться? Рассказываем.
— Набираем в пробирку хлорид железа, добавляем гидроксид натрия. Что получилось? — интересуется молодой педагог-химик у подопечных.
— Осадок, — расторопнее всех оказывается семиклассник Влад.
— Все наблюдения записываем в тетрадь.
Современное оборудование — от пробирок до горелок — на столах перед школьниками. Это новая химическая лаборатория Центра детского научного и инженерно-технического творчества «Квант», открытие которой стало настоящим праздником и для детей, и для педагогов.
Лабораторий, кстати, открылось три — две химических и ещё одна физическая. Здесь весы, маятник, грузы и другие, более сложные приспособления. Пришли дети и в новые учебные кабинеты.
Дом возможностей
«Ребята, я вам завидую, — сразу же признаётся на торжественном открытии глава администрации МО город Новомосковск Алексей Бирюлин. — Завидую тем возможностям, которые появляются у вас. Это не просто ремонт кабинетов, это уникальная возможность прикоснуться к совершенно новым образовательным технологиям».
Алексей Алексеевич уверен, что занятия в новых аудиториях помогут раскрыть творческий потенциал ребят, расти и развиваться, быть полезными не только своему городу, но и своей стране.
«Это возможность прикоснуться к будущему. Добро пожаловать в завтрашний день!»
Новые лаборатории и учебные кабинеты — подарок от Фонда Андрея Мельниченко. Именно благодаря ему шесть лет назад в Новомосковске появился первый в стране образовательный центр, созданный в рамках программы поддержки одарённых школьников, увлечённых изучением естественно-математических наук и инженерно-техническим творчеством. Воспитанники «Кванта» демонстрируют отличные знания и высокие результаты на предметных олимпиадах и конкурсах проектов как в России, так и за рубежом. Его выпускники ежегодно поступают в российские вузы на бюджетные места, а в нынешнем году этот показатель достиг 100%.
«Ребята за эти годы показали достойные результаты. Теперь у них появился новый дом, где им предоставляется множество возможностей: занятия с лучшими педагогами на современных площадках с новым оборудованием, участие в проектных и олимпиадных школах, возможность быть частью большого сообщества таких же увлеченных и талантливых ребят, которые есть по всей стране», — отмечает руководитель Управления образовательных программ Фонда Андрея Мельниченко Марина Суслова.
Мотивированные и упорные
Чтобы стать частью этого сообщества, надо много трудиться, от ребят требуется целеустремленность и упорство.
«Это не просто прийти послушать лекцию. Это 12-14 часов занятий в неделю после школы, — рассказывает Марина Суслова. — Загруженность высокая, но наша задача — отобрать мотивированных ребят, которые хотят получить новые дополнительные знания, и вложить в них все наши усилия.
Важно не только изучать предмет, важно иметь практическую возможность реализации знания, уметь производить междисциплинарное взаимодействие. Все эти возможности предоставляют наши лаборатории».
Основные дисциплины, по которым ведется обучение в «Кванте», — это математика, физика, химия, информатика. Для самых юных есть пропедевтика и инженерная пропедевтика, где пяти- и шестиклассники постигают азы естественно-математических наук и технического творчества. Ребята также могут заниматься олимпиадной и проектной деятельностью.
Условия поступления, к слову, непростые, но, как отметила председатель комитета по образованию администрации Новомосковска Анна Нагаева, дети понимают, что учиться в этом центре престижно, а чтобы добиться результата, надо стараться.
«Вау»-лаборатории
Влад Рябчун сейчас в десятом классе. В «Квант» попал три года назад и увлеченно рассказывает о педагогах, занятиях и новых лабораториях.
«Лаборатории, которые сделали нам в этом году, — это „вау“. Немногие школьники могут похвастаться, что изучают химию или физику в таких условиях».
Сам Влад ещё несколько лет назад не сильно тяготел к точным наукам, но в седьмом классе увлекся биологией. Видимо, генетика взяла своё. Папа парня — инженер, мама — учитель математики. Она-то и предложила сыну пойти на занятия в центр, ведь химия — смежная с биологией наука. С тех пор, признается десятиклассник, этот мир его увлёк.
«Мне понравилось, так как и преподаватели были из вуза, которые относятся к нам, как ко взрослым, и лекции интересные, и практические занятия углубленные. Темы разбираются более детально. Конечно, это сильное подспорье к школьному образованию».
В дальнейшем Влад хочет поступить в МГУ и заниматься органической химией. В центре он, кстати, посещает и занятия по математике.
«Математическая база у химика должна быть обязательно, без неё никуда», — говорит старшеклассник.
В каждом кабинете по 8-10 ребят. Они все увлеченно рассматривают растворы, собирают детали, взвешивают грузы и решают задачи. Они с уверенностью рассказывают о себе и своих целях, легко задают вопросы и дискутируют с педагогами, с интересом изучают мир вокруг и обсуждают формулы, новинки техники и иногда кино. Они — новое поколение, заряженное на знание и готовое «поглощать» огромные объёмы новой информации. Ведь, как говорит Влад, «если тебе интересно, то успеешь всё».
Как поступить?
Отбор школьников проходит в два этапа. Первый стартует весной. В рамках конкурсного отбора ученики 4-5 классов пишут контрольные работы и проходят собеседование. По их итогам ребята рекомендуются к зачислению в Центр.
Приём заявлений для учащихся 6-10 классов осуществляется в конце лета. Они также проходят через вступительные испытания.
Занятия бесплатные. Ученики принимают участие в выездных олимпиадных и проектных школах, всероссийских и зарубежных конкурсах и форумах.