Перекупщики подрались с торгующими зеленью и овощами со своих огородов. Потом все вместе попытались избить нового арендатора рынка Бориса Чистякова. Не желая быть поколоченным он обещал новый раунд переговоров. И вновь не сложилось.
Ухватили за язык
…Когда Чистяков брал рынок в аренду, только что не поклялся предоставить пенсионерам, торгующим овощами-фруктами-цветами со своих огородов и участков, бесплатные места. Что не раз повторил и в присутствии главы городской администрации Дмитрия Миляева. Открыл 10 таких мест, а в итоге всё вылилось во взимание платы, неудобства и засилье перекупщиков. Попытки решить всё миром только ещё усугубили ситуацию.
«Продаю цветы, выращенные на своём участке. Живу одна в частном доме, поэтому прибавка к пенсии мне далеко не лишняя, - рассказывает Лидия Плотникова. - Приходится приезжать рано утром, чтобы попытаться занять бесплатное место. А за торговлю здесь требуют плату, начиная от 200 руб. за день. Причём, как представители администрации рынка, так и охранники. Высматривают, кто новый встал на «бесплатные» места, сразу бросаются и требуют деньги. При этом – никаких документов и чеков. Да и сами торговые ряды построены неудобно. Ни лавочек, ни козырьков от солнца и мест для хранения товаров. В результате много продуктов портится».
За торговлю здесь требуют плату, начиная от 200 руб. за день.
Что же касается перекупщиков, то их типаж модернизировался вместе с «Салютом». Это не привычные «гости с юга» с нехарактерными для области арбузами и абрикосами. Это люди среднего и пожилого возраста с вполне тульским ассортиментом. Вот только помидоры, огурцы, перцы, кабачки и зелень выглядят как выросшие где-то в южных регионах. Причём не на приусадебных участках, а в крупных хозяйствах. Так же необычно для конца августа выглядят и свежие «тульские» клубника и малина.
Хитрая бабулька
«Есть тут одна «бабулька», - рассказывает Анна Ивановна, - покупает помидоры и картошку на оптовке, а чаще в ближайшем супермаркете и продаёт, как своё. И торгует на соцместе. Соцместа распределяют порой совсем непонятно. Вот одной выделяют всегда сразу два. Администрация рынка объясняет это тем, что у неё много товара».
Сейчас навезли много грибов и все бесплатные места отдали под эту торговлю. Спрашивается, почему им такая привилегия.
Бесплатных мест осталось единицы и все теперь только на «галёрке». Да и с платными не просто. Торговала здесь цветами девушка, у неё своим парники. Не массовое производство, просто теплицы на участке. Планировала торговать до ноября и заплатила вперёд 9 тыс. руб.. Теперь и она не у дел, ей сказали, чтобы сворачивалась с 1 сентября. А доказать факт оплаты она не может, так как никаких бумаг и документов об отплате у неё нет».
Да, рынок – это конкуренция и вложения. Но зачем тогда изначально и неоднократно заявлять про бесплатные и социальные места? Может, чтобы пыль в глаза городскому начальству пускать?
Не найдя ответов на них, торгующие собираются рассказать главе администрации неприкрытую правду-матку о так называемых социальных местах.
Комментарий
Арина Борисова, маркетолог: «Испокон веков, базары или рынки априори подразумевали торговлю своей продукцией, как продуктами, так и непродтоварами. Такая политика сохранялась даже в советское время. А вот когда на рынке организуются отдельные места для продажи «своего», то это больше напоминает маркетинговый ход. Тут можно втридорога продавать продукты производства крупных агрохозяйств, выдавая их за домашние. При этом, у покупателей не вызовет вопроса, почему здесь помидоры стоят дороже, чем аналогичные в супермаркете».