За последние 10 лет тарифы на коммунальные услуги пересматривали летом, поднимая их с 1 июля. В этом году всё иначе: не прошло и пяти месяцев, как власть объявила народу о новом скачке цен на воду, газ, тепло, свет. Рост составит в среднем от 5,2% до 8,9% в зависимости от вида и поставщика услуг. Но разброс тарифов, скажем, по теплу, может быть весьма значительным: у котельных может быть совсем разная экономика, и это будет тот самый классический случай со средней температурой по «больнице», то есть, по области. То же самое – по местным водоканалам. Их, правда, значительно меньше, чем теплоснабжающих организаций, но всё же тарифы могут отличаться по городам и районам.
На сколько подорожает?
Постановлением комитета по тарифам утверждена и вводится в действие с 1 декабря розничная цена на природный газ, реализуемый населению Тульской области. Согласно документу, опубликованному в электронном сборнике правовых актов региона, она составит 6 976 руб. 37 коп. за 1000 куб. м с учётом НДС. Это на 8,5% выше, чем нынешняя цена, установленная с 1 июля этого года. Тогда она была повышена на 3%. Тем самым, в 2022 году газ для населения Тульской области дорожал дважды. Ранее тариф пересматривался в июле 2021 года.
Подорожает с 1 декабря и водоснабжение с водоотведением. Скажем, для «Тулагорводоканала» установлены такие тарифы на 1 кубометр:
- вода 28,05 руб. (+8,9%), канализация 16,37 руб. (+6,3%) для юрлиц;
- вода 33,66 руб. (+8,6%), канализация 19,64 руб. (+6,3%) для физлиц.
С теплом, как отмечено выше, всё сложнее, но в среднем тариф вырастет на 8,7% при том, что в июле его уже повышали на 5,6%.
Электроэнергия при одноставочном счётчике по «городскому тарифу» с началом зимы обойдётся: 5,49 руб. за кВт/ч или на 8,9% дороже – после того, как в июле уже накинули 5% с 4,8 руб.
Но вторая категория составляет от силы четверть всех абонентов или даже меньше.Для сельских жителей и городских, чьи домохозяйства оборудованы электроплиты, будет действовать понижающий коэффициент 0,7%.
Ударит больно
Между тем, рост тарифов сопровождается падением как реальных (то есть, с поправкой на инфляцию) зарплат, так и располагаемых (после уплаты всех платежей) доходов населения региона. Так, с сентября 2021 по август 2022 гг. средняя заработная плата в реальном выражении сократилась на 0,8%. А располагаемые доходы туляков снижаются со II квартала 2020 года за исключением роста во II и III кварталах 2021 года.
Значит, подорожание коммунальных услуг больно ударит по карманам людей. Тем более, тарифы взвинчивают уже второй раз за год.
Поэтому и платёжная дисциплина всё ухудшается. Только за октябрь задолженность населения Тульской области за природный газ выросла с 75 до 105,7 млн рублей. Но врдя ли люди не платят лишь за газ...
Своя правда
«Что касается социального аспекта повышения тарифов, то, по мнению эксперта, оно всегда будет болезненным. Вне зависимости от того растут доходы или падают, всё равно население достаточно остро воспринимает рост стоимости коммунальных услуг. Это связано, в первую очередь, с тем, что люди не всегда стопроцентно удовлетворены их качеством. Но для того, чтобы обеспечить качество, практически всегда нужно поддерживать экономическую состоятельность предприятий ЖКХ. Они сами столкнулись с ростом цен на материалы и ресурсы, им стало всё труднее выполнять ремонты, реализовывать инвестиционные программы, готовится к зиме. Вероятно, это одна из причин, почему правительство сдвинуло с июля 2023 года на декабрь 2022-го повышение тарифов», - объясняет заместитель руководителя экспертной организации в сфере ЖКХ Ольга Гиличинская.
Между тем, повышение тарифов помогает ресурсникам лишь латать дыры. Да, в сфере газо- и электроснабжения ситуация более или менее приемлемая. Но в том, что касается воды и тепла… Вот цифры и факты, озвученные правительством Тульской области в региональной госпрограмме обеспечения населения качественными услугами ЖКХ.
Поизносились
По состоянию на 1 января 2022 года уровень физического износа объектов теплоснабжения Тульской области составляет 50%, объектов водоснабжения – 69%, объектов водоотведения – 74%. Кроме того, большинство объектов коммунальной инфраструктуры были построены в регионе в 60-80-х годах прошлого века и в настоящее время морально устарели.
Из 629 котельных, обеспечивающих централизованное теплоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы, 232 котельные введены в эксплуатацию до 1980 года и требуют модернизации. Средний износ тепловых сетей составляет 55,7%. Из 1 893,43 км тепловых сетей 281,7 км являются ветхими.
Сети водоснабжения в среднем изношены на 73,4%. Из 7 154,6 км водопроводных сетей 2 718,6 км – ветхие, то есть требуют немедленной замены. Средний износ сетей водоотведения составляет 71%. Из 2 330 км канализационных сетей 999 км также признаны ветхими.
И, если в сфере теплоснабжения за счёт бюджетных средств и инвестиционных программ, по утверждению чиновников, удалось предотвратить прогрессирующий физический и моральный износ основных производственных фондов, то, скажем, с водоотведением всё гораздо сложнее.
Замкнутый круг
Мероприятия по строительству и реконструкции очистных сооружений канализации, как правило, не включаются ресурсоснабжающими организациями в инвестиционные программы из-за их крайне низкой либо отрицательной экономической эффективности, признают в правительстве Тульской области. Включение в тарифы на услуги водоотведения инвестиционных составляющих может привести к росту тарифов для населения в несколько раз, что имеет под собой экономическое обоснование, но может привести к социальному взрыву.
Для повышения инвестиционной привлекательности сферы водоснабжения и водоотведения необходима модернизация объектов с применением современных энергоэффективных технологий и материалов, делают вывод чиновники.
Для приведения в мало-мальский порядок коммунальных сетей в порядок Тульской области нужно порядка 60-70 млрд рублей, чтобы опережающими темпами проводить модернизацию, считает Ольга Гиличинская. Для сравнения: вся расходная часть бюджета региона на один финансовый год составляет порядка 110 млрд рублей. При этом на всю областную госпрограмму качественных услуг ЖКХ в 2023 году предусмотрено 933,1 млн рублей. Даже если эта сумма вырастет до миллиарда и ежегодно в модернизацию сетей будет вкладываться, как минимум, столько же денег, нетрудно подсчитать, сколько лет понадобиться на решение проблемы – без учёта факторов инфляции и дополнительно ветшания сетей.
Свет в конце трубы
Выступая на июньском Петербургском экономическом форуме, президент России Владимир Путин отдельно остановился на вопросе модернизации жилищно-коммунального хозяйства. По его признанию, здесь накопилось много проблем. Отрасль хронически недоинвестирована – по оценкам, на 4,5 трлн рублей. При этом ежегодно ветшает, приходит в негодность порядка 3%, а заменяются на новые не более 2%, то есть проблема из года в год усугубляется. В этой связи, глава государства предложил консолидировать ресурсы и запустить комплексную программу модернизации ЖКХ, синхронизировать её с другими планами инфраструктурного развития, а также капитального ремонта жилого фонда. Пока такая программа находится в стадии разработки.