Факт, малоизвестный даже людям, увлечённым историей: первое освобождённое советскими войсками еврейское гетто было... на территории современной Калужской области. В нём было около двух сотен человек, просуществовало оно 70 дней и было освобождено советскими войсками в конце 1941 года. Одним из воинских формирований, участвовавших в операции, был Тульский рабочий полк.
Этот эпизод — один из немногих, рассказанных на семинаре для учителей истории в областном благотворительном еврейском центре «Хасдэй Нэшама». Представители НПЦ «Холокост» провели встречу, которая была приурочена к годовщине освобождения Аушвица, 27 января. Илья Альтман, профессор РГГУ и Светлана Тиханкина, кандидат философских наук, доцент РГГУ рассказали, как говорить с детьми о трагедии европейских евреев. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Жертвоприношение, всесожжение
«Холокост — это термин древнегреческий, он означает „всесожжение“, „уничтожение огнём“. Использовался он и в древности, и в средние века. Впервые в том значении, в котором мы употребляем его сейчас, как геноцид, как результат политики нацистской Германии по планомерному уничтожению евреев, термин „Холокост“ был использован лауреатом Нобелевской премии мира, бывшим заключенным Бухенвальда, Эли Визелем.
Этим словом отражены и газовые камеры, и лагеря уничтожения, и крематории, которые скрывали следы фашистский преступлений. Для иудейской веры сожжение умершего — величайшее оскорбление и унижение. На иврите мы используем термин „Шоа“», — начал рассказ Илья Альтман.

Конечно, каток фашистских репрессий прокатился по многим народам и странам. Но евреи стали массовыми жертвами режима, преследуемыми не за идеи, не за поступки — а за свою этническую принадлежность.
Как рассказывать о страшном?
В СССР страдания еврейского народа было не принято выделять, мол, все страдали, всем досталось в годы войны. Но время показало — память о преступлениях против отдельной нации, отдельных категорий людей забывать нельзя. Так, толчком к изучению Холокоста в США стали события войны во Вьетнаме. Илья Александрович напомнил тульским педагогам, как история сержанта Уильяма Келли, просто «исполнявшего приказ» привела к расстрелу более 300 мирных жителей в деревушке Сонгми в Южном Вьетнаме. Сам сержант уничтожил 22 человека, и не считал себя преступником.

«Сегодня на уроке мы можем говорить о Холокосте, как о проблеме выбора, показывая, например, немецкого учителя, в 30-40-хх гг. прошлого века, преподававшего в государственной школе Третьего рейха, и учившего детей по форме носа и разреза глаз вычислять „врага“. Расскажите, как ученики этого педагога сразу со школьной скамьи уходили на войну и погибали. Вспомните, что уже скоро наступит 1945 год, и учителя вместе с юристами станут первыми, кто подвергнется денацификации в Германии», — делится методическими приемами профессор Альтман.
Сияние праведников как духовный ориентир
Светлана Тиханкина, доцент РГГУ подготовила для коллег региональный компонент, материалы, которые помогут более близко прочувствовать тему тульским школьникам.
«Когда разведка в 1945 году донесла советским войскам, что впереди находится лагерь смерти Аушвиц, командование приняло решение ускорить наступление на 5 дней. Это спасло жизни сотням людей, всего было освобождено, по разным данным, 6-7 тысяч человек», — рассказывает Светлана Анатольевна.
Среди освобождавших узников были и наши земляки, например, уроженец Тульской губернии генерал-майор, командир 286 Ленинградской стрелковой дивизии 59 армии 1 Украинского фронта.

А младшая сестра полевого подвижного госпиталя, старший сержант медслужбы Раиса Кисельман оставила наступавшие советские войска и осталась с освобождёнными узниками, чтобы оказывать им помощь. Женщина взяла на себя заботу о 400 истощённых пленниках. Раиса Моисеевна сама была еврейкой, она родилась в 1918 году в Туле. За свой труд и самоотверженность она награждена Орденом Красной Звезды.
«Конечно, когда общественность увидела первые кадры из лагерей смерти, они шокировали. Фото и видео сыграли роль улик преступления на Нюрнбергском процессе. Но сегодня школьники в интернете уже видели всё, и картины жестокости их не трогают. Потому большее влияние имеют рассказы о Праведниках народов мира», — советует Светлана Анатольевна.
Праведники мира — это звание, которое присваивают людям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы. Такими признано около 30 тысяч человек. Помогали иудеям люди самого разного социального происхождения — от неграмотных сельских жителей до членов королевских семей, военные, чиновники, священники, рыбаки, рабочие, крестьяне, служащие, деятели науки и искусства, учителя, предприниматели...
Проект «Непризнаные герои», к участию в котором приглашает Центр «Холокост», ставит целью найти и рассказать о подвигах людей, в годы войны не потерявших любовь и человечность. Принять участие в исследовательской работе может каждый педагог или школьник, а герои — они наверняка жили где-то совсем рядом.
«Я видел талон на питание Калужского гетто. Там написано — огурец и соль. А корешок целый. Потому что за 70 дней, которые евреи находились в гетто, их ни разу не кормили. Как же они выжили? Благодаря тем людям, которые с риском для жизни делились с ними едой и питьём», — рассказывает Илья Александрович.